Перейти к содержанию

Подавление хроматических аберраций в Lightroom

Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
Козьма Прутков



Хроматические аберрации (ХА) – артефакты оптического свойства, выражающиеся в виде цветной каймы на контрастных границах. Если вы используете не самую крутую прецизионную оптику, то наверняка встречали их на своих снимках.

img_9783_512_02

Этот снимок экскаватора сделан китовым объективом Canon 18-55 в широкоугольном положении. Если детально рассмотреть его то можно легко обнаружить хроматические аберрации.

Вот увеличенный фрагмент камней около ковша, масштаб 2:1. Хроматические аберрации заметны в виде голубых и красноватых ореолов вокруг камней.

хроматические аберрации

К счастью, такие артефакты довольно неплохо убираются в Lightroom.

Вот как я это делаю.
Для начала, я устанавливаю все значения панели Detail в ноль, что бы снимок отображался как есть. Дело в том что Noise Reduction – Color, может подавить цветные ореолы хроматических аберраций.

Затем нужно найти участок на фотографии с резкими контрастными границами. При этом желательно, что бы границы были перпендикулярны направлению от центра снимка. Хорошо если видны границы переходов как от темного к светлому так и от светлого к темному. На разных границах будут ореолы разного цвета, так на приведенных выше камнях видны голубые и красноватые края с разных сторон камня.

Обычно я увеличиваю снимок на 200%, можно увеличить и больше, главное, что бы было удобно работать.

chromatic_aberraton_03

Затем, движками Red/Cyan и Blue/Yellow я добиваюсь максимального устранения цветных ореолов. Обычно мне достаточно сдвинуть немного влево верхний движок, но иногда я задействую оба. ХА зависят от объектива, и его фокусного положения если это зум. Поэтому, удалив ХА из одного снимка, я использую эти настройки для всей серии с помощью Синхронизации, – вот оно преимущество Лайтрума!

chromatic_aberraton_off

После того как хроматические аберрации будут убраны, можно настроить остальные параметры секции Detail: резкость, и удаление шума.

Самое неприятное, что может быть с ХА это их неоднородность. Так подавив их по всему снимку вы можете обнаружить что они остались на углах! Если вы проведете коррекцию ориентируясь на аберрации по краям снимка, то обнаружите, что теперь они видны в центральной части. Это настоящий кошмар для перфекциониста! Такие неоднородные ХА невозможно подавить в Лайтруме по всему полю снимка. Обычно, я выбираю центральную и среднюю области скорректировав аберрации там, и мирюсь с их присутствием на самых краях.

Если же вам нужен идеальный результат, то можно создать Виртуальную Копию снимка, и в ней отдельно скорректировать ХА для краев. Затем отправить оба варианта обработки в Photoshop с помощью команды Edit in — Open as Layers in Photoshop (работает при выборе более чем одного снимка). И с помощью маски слоя совместить оба варианта в одном снимке.

create_virtual_copies_in_lightroom

Слои в Photoshop:
layers_in_photoshop

В заключении, хочу отметить, что хроматические аберрации можно довольно качественно убирать не только в Lightroom, но и в Photoshop с помощью фильтра Distort – Lens Correction.

16 комментариев

  1. Я вообще до прочтения этой статьи на ХА внимания почти никогда не обращал, теперь буду знать как их быстро убирать. Я бы посоветовал убирать из в PS, но если фоток много то LR будет более удобен…

  2. […] Сжав волю в кулак, я открутил зум до 33 мм (ЭФР 53). Молнии стали в два раза  крупнее, но часть из них пролетала мимо! После очередной серии, отсмотрев снятое, я понял, что это все полумеры, так шедевры не делаются! И поставил на камеру свой полтинник, что дало мне в эквиваленте 80 мм. Конечно, у штатного объектива есть положение 55 mm, и менять ничего не нужно, стоит только повернуть кольцо зума! Но… сравнивать фикс 50mm f1.4 и кит 18-55 нет никаких возможностей. У полтинника отличная резкость, приятная пластика изображения, и никаких хроматических аберраций! А хроматические аберрации, если объектив ими страдает, на молниях вылезут завсегда. Молнии — это своего рода стресс-тест для хроматических аберраций. (Впрочем, ничего непоправимого в них нет, о том, как убрать аберрации читайте здесь). […]

  3. Я столкнулся с тем что убирая в LR аберрации одного цвета, делаю более заметными другие… Чувствую что я чего-то не догоняю. Может что-то посоветуете?

  4. Может вы пережимаете движки слишком далеко? Часто не удается полностью удалить цветные ореолы, и задача стоит просто их минимизировать.

    К тому же на очень контрастных деталях, (съемка против солнца) столб на фоне неба, ХА бывают особенно злостными, и этими движками их полностью устранить не удается. В начале статьи, я дал ссылку на Википедию, думаю то что корректирует Lightroom (в Photoshop, фильтр Distort – Lens Correction) там описано как Хроматизм увеличения, редактор просто масштабирует каналы RGB относительно центра. Следовательно ХА другой природы останутся неисправленными.

    В любом случае, я посоветую вам больше практиковаться, обычно хроматит како-то конкретный объектив (широкоугольник) и со временем вы поймете как нужно сдвинуть эти регуляторы, для того что бы минимизировать его ХА.

    Надеюсь что помог 🙂

  5. az.esm az.esm

    @Алексей
    снимаю на Canon 500D с китовым объективом EF-S 18-55 3.5/5.6 IS.

    изначально, зная возможности Lightroom, все делал только в нем, а кеноновский DPP, с момента покупки камеры, ни разу не открывал. а зря!

    если снимки редактировать в Lightroom, то ХА выражаются намного больше, нежели при редактировании в фирменной утилите DPP.

    в DPP аберраций сразу не видно. их даже не нужно подстраивать специальными ползунками.
    естественно, узнав об этом, был сильно удивлен.
    правда, не знаю точно, это косяк Adobe или фича Canon’а.
    жаль что DPP не обладает столь расширенным функционалом как Lightroom…

    если кто стыкался – просветите

  6. vlad vlad

    Есть еще один простой вариант как ХА можно убрать в Photoshop:
    -делаем копию слоя
    -используем на ней Gaussian Blur с уровнем
    достаточным для сильной «размазки» ХА
    -меняем режим наложения на color

  7. @vlad
    Способов удаления ХА в Photoshop множество, и выше описанный способ иногда дает хорошие результаты. Единственное, что я бы посоветовал добавить к этому слою маску и в ней ограничить действие слоя только проблемными участками.

  8. @az.esm

    Действительно, последние версии родного Digital Photo Professional (DPP) могут автоматически корректировать аберрации линз.

    Видимо, Canon включил информацию о своих объективах в ПО и даже в свои фотоаппараты, позволяя получать исправленные JPEG на выходе из камеры. По крайней мере, новые камеры содержат пункт «Коррекция периферийного освещения», говоря привычным языком, камера исправляет виньетирование объектива.

    Я считаю, что это отличная новость, еще один плюс приверженцам родного софта, и вызов инженерам Adobe. Конкуренция это всегда хорошо, так что ждем подобных фишек в новых версиях Lightroom! 🙂

  9. еще один способ локального удаления ХА. муторный, но когда движки уже не помогают, а фотошоп применять не хочется, можно кистью пройтись по краю объекта с абберациями с понижением насыщенности. Дешево и сердито :))))

  10. В Lightroom очень хороший инструмент подавления ХА. Но при подавлении ХА по всему снимку, а не в определенных местах изображения получается какой-то «неживой» снимок. Вроде все так, а что-то не так.

  11. Катя Катя

    в про defringe расскажите. зачем он нужен. я иногда выбираю там одну опцию и у меня ХА убираются хорошо.

    • Defringe это еще один механизм удаления аберраций. Можно выбрать применять ли его ко всем граням (All edges), или только к ярко освещенным (Highlight edges). Мне он не особенно нравится, так при его использовании по краям появляется серая каемка. Такое чувство, что этот механизм просто убирает насыщенность по границам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *