Главная > Фотография > Как я фотографировал молнии

Как я фотографировал молнии



Июль 2008, на Урале выдался урожайным на грозы. Буря могла разразится вечером и продолжаться всю ночь, заставляя голосить сигнализации машин. Владельцы вскакивали что бы отключить их, но это не помогало, так как с очередным ударом молнии, машины снова взрывались сиренами. Все это сопровождалось колоссальными вспышками, громом и сильнейшим ливнем. В общем, не спал ни кто, и тем более я. Потому что, мне было жутко интересно сфотографировать молнию.


Сфотографировать молнию трудно, но вполне возможно. Для этого нужно три условия: хорошая гроза, хорошее место для съемки, и хороший фотограф.

Самое, пожалуй, сложное, это подходящая точка для съемки. Поскольку дыма без огня не бывает,… т.е. грозы без дождя, то вылезти куда-нибудь на улицу со штативом и фотоаппаратом проблематично. Самый удобный вариант это подходящий вид из окна.

Я снимал молнии из окон своей квартиры, и это был самый комфортный способ. Из оборудования обязательно нужен штатив. Желательно пожестче, так как нужны длинные выдержки, до 30 секунд. И сам фотоаппарат с возможностью установки длинных выдержек. Я фотографировал зеркалкой Canon 450D с китовым объективом 18-55 f 1:3,5-5,6.

Суть метода заключается в том, что нужно направить фотоаппарат, на место где вспыхивают молнии, и установив возможно более длинную выдержку начать снимать. Если в этот момент сверкнет молния, то она четко прорисуется на фотографии, а за все время экспозиции проступят контуры ночного пейзажа.

Поскольку фотографируешь вслепую, то приходится делать десятки снимков что бы поймать тот единственный. Я снимал на карту 2Gb и заполнял ее полностью, (около сотни снимков в RAW).

Я перевел фотоаппарат в ручной режим. Экспозицию подобрал опытным путем. ISO 200, выдержка 30 сек, f 9.

В Canon 450D, есть классный режим: «Таймер автоспуска. Серийная» который позволяет делать серию до 10 кадров. 10 кадров по 30 секунд, это 5 минут съемки. Таким образом я настраивал фотоаппарат, жал спуск, и следующие 5 минут фотоаппарат ловил все молнии которые попадали в его объектив.

Так была сделана эта фотография с далекой молнией, которая «поджигает» огни города:

Давление

ISO 200, f 9, 30 сек.


Следующей ночью снова была гроза. Я начал снимать на ISO 200, f 8, 30 сек. Что давало хорошую экспозицию, пока гроза не подошла вплотную и в одной из серий молнии прочертили весь кадр сверху вниз, вызвав жесткий пересвет. Не спасло даже использование RAW. Вот один из пересвеченных кадров:

пересвет

ISO 200, f 8, 30 сек.


Я тут же скорректировал экспозицию и выставив f 11, выдержка 20 в следующей же серии сделал отличные снимки, вот один из них:

slash

ISO 200, f 11, 20 сек.


Снять молнию днем, оказалось гораздо сложнее. Света много, длинную выдержку не поставишь. Я снимал в RAW и после пары  кадров подряд фотоаппарат начинал останавливаться для записи кадра на флешку. По закону Мерфи, именно в эти паузы и сверкали самые значительные молнии. И все же мне удалось поймать одну из них:

Трещина

ISO 100, f 14, 1/4 сек.


Для увеличения выдержки, подошел бы нейтральный серый фильтр, но у меня его тогда не было. Возможно, стоило отказаться от медленного RAW днем и снимать серии в jpg.

Я рекомендую снимать в RAW, так как в ночной съемке невозможно точно подобрать экспозицию и баланс белого. Гораздо точнее это можно сделать потом в RAW конверторе. Я пользуюсь для этих целей Photoshop Lightroom.

Еще одна трудность такой съемки это кромешная тьма. Я фокусировался в авто по дальним огням, и уточнял композицию по первым кадрам. На снимках прекрасно видно линию горизонта и контуры зданий, но на самом деле там не было видно ни зги, поскольку была глубокая, пасмурная ночь и шел дождь. Если ветер задувает в окно, встает еще одна проблема дождевых капель, которые попадают на объектив. Тут стоит воспользоваться защитным фильтром. На «дневной» серии ветер дул на встречу и мне приходилось постоянно вытирать капли дождя с фильтра.

После тех гроз, съемка таких явлений меня очень захватила. С нетерпением жду лета, что бы вновь попытать счастья. Подумывая о том, где можно найти площадку с красивой ночной панорамой, и при этом с крышей над головой.

Фотографии молний можно посмотреть в этом альбоме

Развитие темы: Охота за молниями продолжается.




  1. 13 Май 2009 в 13:10 | #1

    Прочитал, интересно, особенно про серию из 5 кадров, можно ничего не делать, а потом готовые фотографии разглядывать.

  2. Booben
    18 Май 2009 в 15:35 | #2

    Слушай, а молнии только зеркалкой снять можно или цифромыльницей тож потянет?
    Снимал Луну через телескоп, ничего выглядит. На молнии пока не тяну :) .

  3. 18 Май 2009 в 15:42 | #3

    Главное, что бы выдержку можно было большую поставить.

  4. 31 Май 2009 в 18:27 | #4

    второй и третий снимки мне больше всего понравились

  5. Greggy
    5 Июнь 2009 в 12:48 | #5

    Подскажите пожалуйста, а выбор ИСО 200 чем был обоснован?

  6. 5 Июнь 2009 в 13:12 | #6

    Тем что это реальное минимальное ISO на моей камере. ISO 100 это программно пониженное значение.

    Но все же я снимал дневные молнии на ISO 100. Позднее так же много раз использовал его без каких-либо нареканий.

  7. 27 Июнь 2009 в 04:36 | #7

    О продолжение истории читайте здесь: Охота за молниями продолжается

  8. 23 Март 2010 в 14:32 | #8

    В качестве нейтрального фильтра (который мало кто покупает) можно использовать поляризационный. Он уменьшит экспозицию на 1,5-2 ступени.

    Единожды сфокусировавшись на огнях города, лучше сразу перевести объектив в режим ручного фокуса и более не иметь проблем и задержек с фокусировкой.

  9. 23 Март 2010 в 16:18 | #9

    Да, можно и так.

  10. 11 Апрель 2010 в 01:53 | #10

    Расскажу как фотографировал я)
    Была обалденная гроза, дождь как из ведра и я вылез на крышу. Сверкали молнии прямо надо мной, поэтому приходилось забирать голову вверх, но поскольку капли больно попадали в глаза, я стал просто снимать не смотря в глазок. Поставил ручной фокус на бесконечность и стал щелкать серии jpg на коротких выдержках потому что не было штатива. Сделал около трех сотен фотографий, вернулся домой и… и тогда я понял, что фотографировал с закрытым объективом. Занавес.

  11. 11 Апрель 2010 в 03:12 | #11

    О, парень, это безумие! Представляю твои эмоции когда ты вернулся домой. Но как ты пытался снимать в дождь направив объектив прямо вверх? Я молчу про то что камера под дождем это риск. Ведь наверняка у тебя не было профессиональной водонепроницаемой зеркалки наподобие Nikon D300! Я бы прежде всего подумал об объективе залитом водой… Снимки получились бы будто сквозь воду.

    В общем… душераздирающая история. Надеюсь этим летом тебе повезет.

  12. 15 Апрель 2010 в 22:06 | #12

    @Vendigo
    Это был Марк3 и он, конечно, не совсем водонепроницаемый – нырять с ним едва ли кто-то отважится – но для дождя подходит)
    Ладно, закрытый объектив – это сильно, больше такое повторять желания нет))

  13. 15 Апрель 2010 в 22:21 | #13

    Ну да Марк 3 не жалко ))

  14. 16 Апрель 2010 в 01:13 | #14

    @Vendigo
    ну как же… я его безумно люблю, он мне дороже компьютера даже)) просто он у меня в полуэкстримальном положении всегда))

  15. makos
    7 Март 2011 в 19:36 | #15

    фотки супер!!даже стало как то немного страшно смотреть на эти молнии !!!понимаешь на сколько может быть сильной наша матушка природа)

  16. Миронов Семен
    27 Март 2011 в 10:05 | #16

    Не думал, что на Урале так часто бывают молнии. У нас в Рязани очень редко, обычно в мае.

  17. 2 Апрель 2011 в 07:25 | #17

    @Миронов Семен
    Тем летом действительно были сильные грозы какое то время. Каждую ночь громыхало. А вот следующим и вообще в среднем на Урале гроз не так уж и много.

  18. dasha)
    13 Апрель 2011 в 00:29 | #18

    безумно красиво)

  19. Дмитрий
    19 Август 2011 в 06:15 | #19

    Здравствуйте, может вы мне сможете помочь в одном вопросе? я фотографирую на «зенит 12Cd» подскажите пожалуйста, какое значение выдержки и диафрагмы нужно выставлять для фотографирования МОЛНИЙ в пасмурную погоду ДНЕМ и какие значение выставлять для фотографирования молний НОЧЬЮ???
    Я наверное не прав , но мне кажется, что если такой яркий феномен как молния фотографировать на пленочный фотоаппарат при выдержки в 30 секунд, то кадр засветится..?

  20. 19 Август 2011 в 15:31 | #20

    @Дмитрий
    Пока не попробуете, не узнаете. У меня товарищ снимал молнии на зенит, вполне неплохо получились. Сама молния получится при любой выдержке и диафрагме, экспозиция подбирается, что бы прорисовать окружение.

  21. анастасия
    18 Май 2014 в 01:29 | #21

    У меня объектив жужжит и не может сфокусироваться.что делать в таком случае?

  22. 20 Май 2014 в 03:20 | #22

    @анастасия
    Сфокусироваться на бесконечность и отключить автофокус.

  23. Анастасия
    20 Май 2014 в 11:59 | #23

    ясно, спасибо)
    @Vendigo

  1. 27 Июнь 2009 в 04:32 | #1
  2. 28 Февраль 2011 в 14:44 | #2

MAXCACHE: 0.37MB/0.00052 sec