Перейти к содержанию

Про правила в фотографии

В военное время значение синуса может достигать четырех!
(армейский юмор)

В фотографии нет правил. И, тем не менее, есть огромное количество людей, которые убеждены в обратном. Есть огромное количество фото-тусовок, где каждая фотография разбирается на предмет соответствия этим правилам. Есть куча статей, книг и фотошкол где учат этим правилам. И все это бред.

Когда я говорю «это», я имею в виду творческую составляющую фотографии. «Правильный свет», «законы композиции» и прочие «секреты» из разряда «портрет нужно снимать на фокусное 85mm и длиннее». Забавно, все эти правила сопровождаются ремаркой, что, мол, бывают исключения, и иногда можно нарушать эти правила, ЕСЛИ ТЫ ПОНИМАЕШЬ КАК. При этом как правильно нарушать правила никогда не говорится! Хотя всегда намекается, что именно в этом и заключается секрет настоящей или даже гениальной фотографии. Или как вам такое объяснение: нельзя сформулировать правило правильного нарушения правил для создания гениальной фотографии, ибо шедевр необъясним, на то он и шедевр!

Но если нет правильного света, законов композиции и правил позирования (да черт возьми — их тоже не существует!), как же снимают крутые фотографы? КАК!?

Неужели есть фотографы от бога, которым дано, и серая масса — быдло с зеркалкой, которому не дано, сколько ни изучай фотографию — все бестолку?!

Истина проста и сложна одновременно. Существует понимание, видение и умение использовать в своих целях определенные ингредиенты. Такие вещи как свет, композиция, пластика человека.

Возьмем, к примеру, свет. Не существует правильного света или света неправильного. Но классный фотограф видит, как свет освещает объект или сцену, выявляя те или иные ее стороны. Он понимает, как свет может скрыть или подчеркнуть те или иные грани объекта. И когда ты знаешь, что хочешь снять и знаешь как работает свет, то все становится просто!

Например, я хочу снять музыкальную группу, которая играет тяжелый металл. Включаем их новый альбом и делаем погромче. Что мы испытываем? Мощь, агрессию, брутальность, энергию, силу. Какой свет я буду использовать? Очень объемный и контрастный. Часть лиц будет уходить в глухую тень, создавая ощущения угрозы, недосказанности, таинственности. Резкие блики по контурам лиц и фигур будут добавлять музыкантам брутальности и резкости. Я буду выставлять свет, стремясь к максимальному объему — это даст выразительности. Буду добиваться высокого контраста — это придаст драматичности. Резкие блики добавят жесткости, подчеркнут форму. Легко сказать, не так просто сделать! Но умение выставить свет — всего лишь вопрос опыта.

Никто не рождается с даром видеть свет и понимать его. Способность выставить свет в студии — не врожденный навык, но приобретенный. Другими словами — это вопрос опыта. Это доступно каждому, и когда вы научитесь видеть свет, вы будете думать: «Неужели я раньше этого не видел? Как? У меня же были глаза, куда я смотрел!» Когда вы ходите, вы же не задумываетесь о том, как вы это делаете. Не прилагаете особых усилий, чтобы одна нога не цеплялась за другую. (Кроме тех случаев, когда вы перебрали). Но ведь изначально вы не умели ходить! Вам потребовалось немало времени и усилий, чтобы научится. Хотя сейчас вы об этом и не помните.

Настоящие фотографы видят, понимают и осознанно используют свет, композицию и другие творческие составляющие фотографии. Или же они их используют неосознанно, прислушиваясь к своим ощущениям. Находят свои фотографии интуитивно. Но этот процесс так же совершенно не случаен. Ты концентрируешься и прислушиваешься к своим чувствам, которые тебе говорят: «Нет что-то тут не то, что-то мешает… а вот теперь класс, теперь все отлично, картинка сложилась». Но как бы фотограф ни снимал, осознанно или не осознанно складывая картинку, этот процесс не имеет ничего общего со случайностью или следованию каким-то творческим правилам типа «золотого сечения».

У начинающего фотографа это видение/чувство/понимание не развито. Но он хочет — раз и в дамки! И вместо того чтобы учится и работать, он ищет правила. Так рождаются убогие костыли типа «Не должно быть пересветов и провалов в тенях», «Заваленный горизонт», «Линии третей в композиции»,  «20 лучших поз для фотосъёмки девушек». Бред!

Дополнение

Во всех так называемых правилах художественной фотографии (таких как «законы композиции») есть рациональное зерно. Если бы его не было, они не были бы настолько живучи. Но, несмотря на это, они остаются полностью фальшивыми и приносят фотографу больше вреда, чем пользы. Альберту Эйнштейну принадлежат слова «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того», подобные правила – яркий пример чрезмерного упрощения.

Приведу пример такого фальшивого правила из области географии. «Если двигаться в направлении синей стрелки компаса, климат будет становиться холоднее, если двигаться в направлении, указываемом красной стрелкой, климат будет становиться теплее». Ошибочность этого правила очевидна для каждого школьника: оно справедливо лишь для частного случая – северного полушария Земли! Думаю, все образованные люди будут возмущены, если подобным образом начнут «преподавать» географию в школах. Очевидно, что вместо этого псевдоправила следует показать школьникам глобус и рассказать им про то, как Солнце нагревает Землю.

Правило, гласящее, что «при движении в направлении, указанном синей стрелкой, климат будет становиться более холодным», может с успехом служить руководством для какого-нибудь дикаря, до сознания которого невозможно донести мысль о земном шаре, потому что его мировоззрение это не приемлет. В таком случае да, можно плюнуть на образование дремучего разума и рубануть с плеча: «Скачешь в направлении синей стрелки – будет все холоднее. Скачешь в направлении красной стрелки – будет все жарче»!

Так вот, авторы, пичкающие подобными «знаниями» своих читателей, уподобляют читателей дикарям, которым недоступно понимание сути вещей. Вместо того чтобы объяснить смысл, они дают им шаблон поведения, который называют «правилом композиции». И, как любое слепое следование шаблону без понимания сути вещей, это ведет скорее к деградации, чем к росту.

Возьмем псевдоправило, что портреты следует снимать на объективы с фокусным расстоянием 85mm или длиннее. Есть в этом рациональное зерно? Конечно, есть. Но слепое следование этому «правилу» приведет к созданию стандартных и зачастую скучных портретов. Вместо сомнительного правила я предпочитаю рассказывать людям, что такое перспектива. У человека, рассмотревшего этот вопрос со всех сторон и понявшего суть перспективы, в буквальном смысле «открываются глаза». Его руки отныне развязаны, он может делать все, что угодно, используя эффект перспективы себе во благо, а не во вред. Теперь он может снимать портреты на любое фокусное расстояние, делая это грамотно.

Так вот, любители защищать «правила композиции», знайте, что для людей, серьезно увлеченных фотографией, вы выглядите дикарями, молящимися своим «законам», гласящим, что «синяя стрелка указывает направление на холод». Мир гораздо интереснее, чем вы думаете.

2 комментария

  1. Не могу не согласиться с тем, что в искусстве не может быть стандартов, если я правильно поняла. Но все-таки, наверно, для каждого случая свое. Думаю, от конкретных условий и зависит соотношение важности обучения, опыта и таланта (видения).
    За пост — спасибо. Запомнился пример с компасом 😉

  2. Согласен с тем что в творчестве правил и границ нет. Есть только твое восприятие мира и отражение его в объекте твоего творчества. В фотографии я считаю сюжет и свет, композиция — это лишь инструмент — основа это точто ты хочешь донести другим. Вопрос лишь в том пойму тебя люди или нет!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *