Человек ведёт переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдалённым потомством.
Козьма Прутков
Привет, друзья! Сегодня у меня в гостях фотограф, блоггер, и большой энтузиаст Lightroom Алексей Крылов.
В своем блоге, Алексей пишет на самые разнообразные темы. В том числе о Adobe Photoshop Lightroom, раскрывая в статьях свой немалый опыт работы в этой программе. Я не раз перечитывал его посты посвященные Lightroom, и в какой то момент, мне захотелось обстоятельно побеседовать с ним о его подходе к использованию этой программы.
Алексей, рад приветствовать тебя в своем блоге! Для начала, расскажи немного о себе. Где ты живешь, кем работаешь?
Добрый день, Евгений! Спасибо за приглашение. В ответ постараюсь быть как йогурт — не только вкусным, но и чем-то полезным.
Мой город — Москва, я здесь родился, живу и мне тут нравится. Вообще очень люблю шумные мегаполисы, где бурлит жизнь и всё время что-то новенькое.
Работа у меня на первый взгляд не очень связана с фотографией — я бизнес-консультант, занимаюсь оценкой персонала и всякими вещами, связанными с бизнес-процессами. Однако мне нравится искать красоту и гармонию — и в оргструктуре, и в фотографии.
Как ты пришел в фотографию, что она для тебя? Снимал ли ты на пленку, или все началось с покупки цифровой камеры? Какие жанры тебя привлекают?
О, первый кадр я сделал лет тридцать назад стареньким ФЭДом, конечно же на плёнку. Потом потянулись Смены, Зениты, Никоны, Олимпусы, Пентаксы, Кэноны, Кэноны, Кэноны… И всё плёнка — негатив и слайд. Но первая цифра, попавшая в мои цепкие лапы, была не Кэноновская. То был Ricoh и он был одновременно ужасен и прекрасен. Прекрасен — потому что это была моя первая цифровая камера и я был очарован возможностями цифры, а ужасен из-за качества снимков, сборки и сервисного обслуживания. Короткая и насыщенная жизнь этой камеры завершилась на Алтае во время конного похода. Ricoh не выдержал испытания перепадами температуры и пылью. И уже после этого я перешёл на что-то более солидное — вначале Никон, потом Canon — «двадцатка», одна из самых удачных моделей в линейке.
Жанры… Жанры всякие важны и всякие нужны. Вслед за Мартином Мункачи считаю, что лучший эпитет — «хороший фотограф», а не «пейзажист» или «портретист». Профессионал должен уметь снимать всё.
При этом предпочтения, конечно же есть. Например, мне сейчас нравятся сюрреалистичные пейзажные фотографии, инфракрасные и в видимом свете. А из портретов я люблю делать что-то сумасшедшее, совсем не классическое.
Какое место занимает Lightroom в твоем рабочем процессе?
Центральное. Не только в переносном, но и в прямом смысле — у меня три монитора, и Lightroom открывается на среднем из них. А если серьёзно, то я не знаю, как я раньше обходился без Lightroomа. Даже не сосчитать, сколько месяцев жизни я экономлю сейчас. Мой рабочий процесс описан в этой статье, и постоянно появляются новые возможности, позволяющие сделать работу ещё более быстрой и удобной.
Сколько фотографий у тебя в каталоге?
У меня несколько сотен каталогов и по последней переписи населения, 700,000 фотографий. Держать такой объём в одном каталоге нецелесообразно, выгоднее разработать систему именования каталогов и фотографий, удобную для поиска.
Количество фотографий в отдельном каталоге варьируется в зависимости от темы. Например, для студийных фотосессий типичный объём — 600-800 фотографий. Предметная съёмка и натюрморты — редко больше сотни кадров. Сюжетные наборы вроде недавнего «Отражения Москвы в реке» обычно умещаются в 1000 снимков.
А вот для путешествий характерно по 1000-1500 фотографий в день, и привести из недельной поездки десяток тысяч фоток — обычное дело.
Разумеется в дело идут далеко не все фотографии. Если это коммерческая съёмка, то количество и тип нужных фотографий определяет заказчик. Если снимаю для себя, то у меня четыре градации (не считая «уничтожить немедленно, пока никто не увидел!» 🙂
- годится как футаж для чего-нибудь (в коллажи, в фоны и т. п.)
- в принципе адекватный для темы кадр
- однозначно в тему съёмки
- классный кадр, какой я молодец, что его сделал
Первую категорию я не обрабатываю. Вторую — только если есть свободное время, третью — обрабатываю базово и выкладываю на пикасу, четвёртую — тщательно, выкладываю на flickr и распечатываю для выставок.
Используешь ли ты DNG и почему?
Да. Причин несколько.
- Через десять лет я не хочу искать декодеры для моих стареньких и ничем не поддерживаемых RAW. А это только сейчас кажется, что десять лет — долго. Вот недавно я как раз и разгребал кадры десятилетней давности и ругал себя, что не снимал тогда в RAW.
- DNG занимает меньше места на диске. Что имеет значение при моих объёмах.
- Lightroom по моим ощущениям чуть-чуть быстрее работает с DNG. А любая сэкономленная секунда — выигранное время, посвящённое творчеству.
- Чисто эмоционально приятно, когда все фотографии в едином формате.
К сожалению даже на быстрой машине процесс преобразования в DNG — дело долгое. Обычно я оставляю машину конвертировать фотографии на ночь, чтобы процесс не съедал моё рабочее время.
Какие еще программы ты используешь для работы с фотографиями?
Конечно, сердце не Lightroom`ом единым успокаивается. Панорамы я делаю с помощью PTGui, HDR клею с Photoshop, Photomatix, Dynamic HDR или Photoacute, а любую сложную ретушь выполняю, конечно же в Photoshop.
Увеличение резкости и разрешения за счёт склеивания воедино нескольких кадров одной и той же сцены — тут только один вариант, Photoacute.
Креативную обработку порой делаю инструментами Nik Software — Color Efex, Silver Efex, они довольно удобно подключаются к Lightroom.
В качестве шумодава раньше использовал Nik Dfine и Neat Image, но в новом Lightroom шумодав просто чудесный, нет нужны дублировать его чем-то ещё.
С инфракрасными фотографиями Lightroom не очень дружит, он просто не умеет понижать цветовую температуру ниже 2000К, а в IR это необходимо. Поэтому для инфракрасных кадров у меня стоит триальный Capture One.
Однако альфа и омега, главный организатор в этом оркестре, конечно же Lightroom.
Используешь ли ты плагины в Lightroom, если да то какие?
Пользуясь случаем, передаю привет и благодарности Jeffrey Friedl — автору множества ценнейших плагинов для Lightroom. Плагины постоянно обновляются и замечательно поддерживаются. Был случай, когда Джеф устранил баг через полчаса после того, как я ему о нём написал.
Мой набор плагинов такой. Для экспорта на фотосайты: Facebook Export, Picasa Export, Flickr Export.
Для управления метаданными — Metadata Wrangler, он у меня убирает из кадра информацию о том, какие именно коррекции были применены к этому изображению, но оставляет технические данные — какой камерой был сделан кадр, каким объективом. Для привязки фотографий к карте: GPS Support.
И плагин, сделанный Timothy Armes, LR2/Mogrify — для добавления подписей к фотографиям.
Пользуешься ли ты коллекциями и смарт-коллекциями? Если да, то, какое место они занимают в твоей организации фотографий?
Думаю, стоит рассматривать отдельно коллекции и смарт-коллекции.
Как ни странно, я пользуюсь коллекциями всё меньше, заменяя их иерархическими ключевыми словами. Причина — недостаточная универсальность этих инструментов. Объединение в коллекции не видно никому за пределами каталога, а ключевые слова (и рейтинги) видят все. Видят программы, которые ищут изображения по ключевым словам, видят любые другие обработчики RAW, видят сайты, куда отправляешь свои фотографии.
Коллекции могут быть удобны для достаточно статичных наборов. Например, в уже готовом проекте сделать несколько подборок из кадров или виртуальных копий — для заказчика, персонально для модели, для визажиста, зарисовки для себя лично.
Теперь о смарт-коллекциях. На мой взгляд, это разновидность фильтра, удобная для быстрого вызова. Поэтому область их применения та же, что и у фильтров, с той лишь разницей, что смарт-коллекции работают не с текущей папкой, а со всеми фотографиями каталога.
Можно отфильтровать все фотографии, чтобы показывались только те, что нужно, или создать аналогичную смарт-коллекцию, или же сделать пресет для фильтра — кому что удобнее. Очевидно, что часто используемые глобальные фильтры выгодно оформлять в виде смарт-коллекций, опять же для экономии времени.
Цветовые метки в Lightroom, нашел ли ты им применение?
Это ценнейший инструмент.
Во-первых, с помощью цветовых меток я быстренько выделяю все панорамы и исходники для HDR, чтобы потом работать с ними отдельно. Уже одно это в моих глазах оправдывает их существование.
Во-вторых, цветовыми метками можно быстренько обозначить фотографии, на которые следует обратить внимание в этот сеанс работы.
Чем тебя раздражает Lightroom?
1. Скорость работы. Очевидно, что Adobe ещё не использовала все возможности по оптимизации кода этой программы. Огорчает то, что они похоже и не стремятся к скорости. А зря, потому что скорость в рабочем процессе — это один из ключевых факторов.
2. Юзабилити не всегда на уровне. Есть много раздражающих мелочей вроде невозможности перетащить панели инструментов на второй монитор, трудностей с распахиванием второго окна во весь экран (и даже в переносе его на другой монитор в LR3). Мне кажется, Adobe не проводила адекватных тестов юзабилити, довольствуясь экспертной оценкой, а этот путь всегда таит подводные камни — у экспертов глаз может замылиться и среда может показаться им удобной просто в силу привычности.
3. Слабо проработанный механизм локальных коррекций. Локальные коррекции должны быть а) быстрыми, б) легко редактируемыми. И набор их должен быть больше — в идеале, должна быть возможность использовать в локальных коррекциях любую глобальную, включая Tone Curve. Технически тут нет ничего сложного, говорю как бывший программист.
Какие три вещи ты бы хотел добавить в Lightroom 4?
1. Самое главное, что перекрывает все остальные пункты: полноценное API для полноценных плагинов. Photoshop в своё время на этом и выехал — он предоставил среду, в которой тысячи людей создавали свои дополнения и расширения. То, что есть сейчас у Lightroom — недоразумение с ограниченной функциональностью. Да, в этой среде можно сделать несколько карточных фокусов, но по сравнению с тем же API Photoshop всё это несерьёзно. И если сюда добавить возможность создавать скрипты на том же ExtendScript, то Lightroom резко рванёт вперёд, с запасом обойдя всех конкурентов.
Потому что есть три краеугольных камня для всех подобных программ: полноценное API, скорость и надёжность работы, продуманнейшее юзабилити.
А всякие модули для работы с GPS, расширенные возможности поиска, экспорт во что угодно, просмотр любых форматов — всё это люди напишут сами за свой счёт, да ещё и спасибо вам скажут за предоставленную возможность.
Примечание: Lightroom «неродной» для Adobe, они приобрели его у другой компании. Думаю, с этим и связано отсутствие привычных нам в Adobe Suite возможностей. Искренне надеюсь, что Adobe в итоге ассимилирует Lightroom и приведёт его в соответствие со своими стандартами — как в плане скорости, так в плане юзабилити и расширяемости.
2. Возможность работы с файлами формата PSB. Это стыд, что один популярный продукт компании Adobe (Photoshop) сохраняет картинки в формате PSB, a другой популярный продукт Adobe (Lightroom) уже даже видео может читать, но только не PSB! Между тем, крупные панорамы просто невозможно сохранить в старый PSD — в виду ограничения на размер файла.
3. Возможность больше работать и с содержимым картинки, и с её геометрией. В плане содержимого — в первую очередь хочется «штамп» и «лечащую кисть» с возможностями Photoshop CS5 — причём не только круглую кисть, а что-то вроде «заплатки». А коррекция геометрии — одна из причин, почему народ пользует чуждый (и весьма неплохой) DxO. Часто так не хочется лезть в Photoshop ради какого-то мелкого исправления дисторсии, но Lightroom пока не оставляет выбора.
Хочется верить, что Adobe слышит наши молитвы и что-то из перечисленного будет. Если не в Lightroom 4, так в Lightroom 5. Или хотя бы в Lightroom 50.
В Adobe анонсировали коррекцию оптики уже в Lightroom 3, я писал об этом недавно! И уже доступен Релиз Кандидат Camera Raw 6.1 так что можно в живую проверить как все это работает.
Это шаг в очень, очень правильном направлении, Adobe молодцы 🙂
Большое спасибо за ответы!
Спасибо за интересные вопросы! Приятной и быстрой обработки всем вам, и конечно же классных кадров!
Отличное интервью, подписываюсь под всеми словами!
хорошо. А есть ли варианты провести онлайн урок, может и за деньги? Слышал, опыты такие проводились)
Хм, это вопрос к Алексею или ко мне? 🙂 Думаю если наберется достаточное количество желающих, то урок состоится.
Алексей, добрый день, сравнительно недавно, я начал изучать фотографию, с момента съемки и до последующей стадии обработки. Пока в этом деле на «вы». Скажите пожалуйста, как делать раскадровку в Лайтрум, и что это такое и с чем это едят.
Заранее огромное спасибо.