Перейти к содержанию

На пороге Lightroom 3

Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого.
Козьма Прутков



Lightroom-Screen


Всем доброго времени суток! Прошло больше двух месяцев после выхода второй беты Lightroom 3. И я уверен, многие с нетерпением ждут полноценного релиза.

Сейчас, когда я работаю в Lightroom 3b2, а в Photoshop CS 5 у меня стоит Camera Raw 6.1 (сердце нового Lightroom), я в целом представляю, что за обновление нас ждет.

Полный список изменений можно узнать, почитав обзор первой и второй беты Lightroom 3. Здесь же я расскажу о наиболее интересных для меня моментах в грядущем Lightroom.



Самые интересные новшества Lightroom 3


  1. Качество конвертирования
  2. Выпуская первую бету LR-3 Adobe объявили, что в новой версии они в основном сосредоточились на качестве конвертирования, и скорости работы Lightroom, нежели чем на новых функциях. Речь идет о новом алгоритме демозаики, новом шумоподавлении и алгоритмах повышения резкости. Все это мы увидели в Lightroom 3b2 – результат, скажу я вам впечатляет.

  3. Новое Post-Crop виньетирование
  4. Я уже писал о нем, можно лишь добавить, что старый алгоритм, позволяющий создавать белые рамочки с закругленными краями, будет сохранен 🙂

  5. Кривая по точкам – как в модуле Adobe Camera Raw
  6. Впечатывание логотипа в фотографии – ранее доступное лишь с помощью плагинов.
  7. Автоматическое исправление оптических искажений – невероятно полезная вещь.

Вот те новшества, которые мне интересны в первую очередь. Помимо этого нам обещается более быстрая работа программы. Скорость Lightroom 3b2 я не измерял, потому что, во-первых, для этого нужен большой по размеру каталог (а он в 3b2 у меня не большой). А во-вторых, оптимизация программ выполняется, как правило, на последнем этапе, т.е. будет завершена к релизу. Вот тогда и посмотрим.

На некоторых пунктах остановлюсь поподробней…


Качество детализации



Скачав Lightroom 3 beta 2, я не собирался полностью переходить на него. Каталоги 2-го Lightroom и 3-ей беты, по прежнему, не совместимы, и мне не хотелось разбивать свою коллекцию на две части. Но увидев новое шумоподавление в действии, я был так впечатлен, что и сам не заметил, как стал обрабатывать в 3b2 сеты, снятые на высоких ISO. А  еще через некоторое время, оценив лучшую детализацию даже на низкой чувствительности, полностью перешел на вторую бету. Я не хотел, но это было сильнее меня 🙂

Лучше всего разницу видно в шумах. Вот участок фотографии в 100% масштабе снятый на максимальной чувствительности для Canon 450D –1600.

детализация в Lightroom 3 снимок на ISO 1600

При включении Process Version 2003 видим результат Lightroom 2.

Для этой картинки настройки следующие:

Sharpening: Amount 30, Radius 1, Detail 25, Masking 0
Noise Reduction: Luminance 25, Detail 50, Contrast 0, Color 25, Detail 0

Для низкой чувствительности разница почти исчезает (ISO 200):

детализация в Lightroom 3 снимок на ISO 200

Sharpening: Amount 30, Radius 1, Detail 25, Masking 0
Noise Reduction: Luminance 0, Color 25, Detail 0

Шумоподавление по яркости тут не нужно, поэтому чуть более лучший результат является следствием работы подавления цветных шумов, и лучшего алгоритма повышения резкости.

Вы можете скачать полноразмерные JPEG и полистать их в просмотровщике, так разница будет более заметна (или же открыть их в Ps на разных слоях, и включая/выключая слои, оценить разницу). Заодно узнаете, что же я такое снимал специально для этого теста 🙂


Лирическое отступление — шумы и шумодавы.



Любой снимок содержит шум. Снимая в JPEG, мы можем его не замечать, потому что сама камера подавляет шум. Но стоит открыть RAW в конверторе и отключить шумоподавление, как вуаля! На любом, даже самом низком ISO мы увидим шумы. А если мы начнем вытягивать тени или поднимать яркость, то шуметь начнет просто неприлично!

Самые неприятные для глаза шумы – цветные, они же легче всего убираются. Яркостный шум не так раздражает. Он сливается с текстурой поверхности, или же напоминает пленочное зерно, создавая своеобразную фактуру на снимке.  Но именно яркостный шум, практически невозможно безболезненно удалить с фотографии.

Шумодавы это зло! И вот почему. Удаляя шум с фотографии, алгоритм пытается сохранить детали, но полностью отделить детали от шума невозможно. Поэтому в результате работы шумодава, мы видим сглаженную фактуру, на которой разбросаны артефакты – остатки шума. Чем агрессивней шумоподавление, тем отвратительней результат. Лучше всего вообще не трогать шум. Особенно  если шумодав работает на уровне Lightroom 2. Равномерно зернистая поверхность смотрится гораздо приятней, чем уродливые артефакты. Особенно неприятно такое видеть на портретах.

Потому раньше, я никогда не использовал в Lightroom шумоподавление по яркости. Я или оставлял шум как есть, или отправлял снимок в Photoshop. Впрочем, работа Noiseware Professional мне тоже не особо нравится (может снова стоит попробовать Neat Image?).

Достоинство алгоритмов Lightroom 3 в том, что они, приглушая шум, практически не оставляют артефактов! После подавления шумов в новом Lightroom фактура снимка выглядит гораздо более аккуратно.

В Lightroom 3 есть дополнительные настройки шумоподавления. А именно Detail и Contrast.

Lightroom 3 Noise Reduction

Движок Detail отвечает за сохранение (вправо) или сглаживание (влево) деталей. А Contrast, позволяет поднять микро контраст, который сглаживается шумоподавлением. Но оба движка, довольно мягкие, и не сильно влияют на характер деталей. Более того, значения по умолчанию Detail 50, Contrast 0 выглядят оптимальными.

Кривая по точкам



Кривая – один из самых мощных инструментов настройки изображения. По крайней мере, в Photoshop. Лайтрум не раз упрекали за отсутствие нормальной  кривой, указывая на то, что в модуле Adobe Camera Raw она имеется.  И вот в LR3b2 появилась кривая по точкам,  как дополнительный режим.

Lightroom 3 Point Curve

Что я об этом думаю? Я думаю это форменное издевательство! Это абсолютно не работоспособный инструмент.

В то время как многие упрекают Adobe за неудобную  кривую в Ps, указывая, что неплохо бы сделать окно этого инструмента масштабируемым. В Lightroom Adobe превзошли самих себя! Хотели кривую по точкам? Получите! Что мешало в Lightroom сделать это окно масштабируемым вместе с панелью?  В Lightroom можно расширить панели, увеличивая движки, получая тем самым более плавную регулировку. Движки увеличиваются, а вот кривая нет!

Ну и как вы думаете, если выделить точку и нажать Delete, что произойдет? Правильно, у вас удалится фотография. А вовсе не точка как все привыкли, работая в Photoshop или Adobe Camera Raw. Подозреваю, что это самое маленькое окошко кривой, которое существует в RAW-конверторах. Оно же самое неудобное.


Автоматическое исправление оптических искажений


Новинку можно оценить, обратившись к Adobe Camera Raw 6.1 релиз кандидат, которого доступен на сайте Adobe.

Для проверки этого инструмента я взял тот же  RAW файл, что использовал в статье Подавление хроматических аберраций в Lightroom. Так как ХА это наиболее неприятные оптические дефекты, на удаление которых уходит масса времени. Снимок сделан «китовым» объективом Canon EF-S 18-55. На широком угле он дает довольно сильные и не однородные аберрации.  Так сведя их “на нет” в одном участке снимка, мы заметим их присутствие в другом. Т.е. для разных расстояний от центра снимка, нужны разные настройки движков Red/Cyan и Blue/Yellow.

Открываю снимок в Adobe Camera Raw. Увеличиваю участок с проблемными камнями. Перехожу на вкладку Lens Corrections, ставлю галочку Enable Lens Profile Corrections и любуюсь результатом. Это просто фантастика! ХА почти исчезли. Сдвигаю движок Chromatic Aberration со 100 до 160 и ХА исчезают полностью. Великолепно! На скриншоте фотография в масштабе 200%. Параметры Distortion и Vignetting я убрал в 0 что бы результат был более наглядным.

Lens Correction ACR 6.1

Так же присутствует возможность настроить перспективные искажения, и вообще все параметры инструмента Lens Corrections из Photoshop. Отныне не придется обращаться к нему для этих целей!

Lens Correction ACR 6.1 manual

Новость о коррекции оптических искажений в Lightroom 3, была столь неожиданна, и вместе с тем столь значительна, что разом подняла ценность тройки на новый уровень. Ранее звучавшие слова «это будет серьезное развитие, без каких-либо революционных изменений» уже потеряли актуальность.

Интересно сколько  еще сюрпризов готовит нам Adobe в новом Lightroom, и главное когда же он появится?

7 комментариев

  1. Да, спасибо, интересно! Я тоже не хотел полностью переходить на бету и жалко было каталогов, но уже плюнул давно и сижу на ней! Правда я её пользую теперь совместно с RPP.
    Кстати delite пишется как delete

  2. max max

    Подавление аберраций, действительно поразительное!!!! Очень неожиданно!!!
    С нетерпением жду выход тройки!

  3. Erik Erik

    спасибо, как всегда интересно. Ждем.

  4. Т.Tkhagapsu Т.Tkhagapsu

    Спасибо,всё по полочкам 🙂

  5. nomanov nomanov

    «….и главное когда же он появится?»

    Вот это всех интересует

  6. Анна Анна

    Мне ваша статья очень помогла хоть немного разобраться с настройками для подавления шумов, спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *