Перейти к содержанию

Soft Proofing — правильная гистограмма в Lightroom

Я обожаю Lightroom. Lightroom это прямо маст-хэв для фотографа. Но как наверное у любого продукта у него есть определенные недостатки. И одним из самых досадных является… нет, не то, что у него не работают горячие клавиши в русской раскладке, хотя это конечно бесит. Самым большим косяком Lightroom я считаю неадекватность его гистограммы и подсветку черной и белой точек.
отображение пересветов в Lightroom
Проблема заключается в том, что Lightroom работает в широком цветовом пространстве ProPhotoRGB, а нам в большинстве случаев нужно sRGB. Именно в пространстве sRGB мы выкладываем фотографии в сеть и отдаем заказчикам.

Но что будет с черной и белой точками если мы перейдем из широкого пространства ProPhotoRGB в более узкое sRGB? Это легко увидеть в Adobe Camera RAW, включив в нем отображение пересветов и изменяя цветовое пространство в настройках. Вы сразу увидите как расширяется гистограмма и увеличиваются области пересветов.
пересветы в цветовом пространстве ProPhotoRGB пересветы в цветовом пространстве sRGB
(кликните по картинке чтобы открыть во весь экран и пролистывайте стрелками на клавиатуре)

Это сводит на нет установку черной и белой точек по гистограмме и их подсветку в Lightroom. Все что нам остается, это оценивать обработку на глаз, пытаясь понять, достаточно ли яркая у нас картинка и не теряем ли мы детали в светах, когда настраиваем движки Expousure и Whites.

Еще один пример. Настраиваем точку белого в Lightroom, увеличивая движок White пока не увидим пару красных пикселов на коже. Для этой фотографии значение White получилось +47. Визуально, кожа выглядит пересвеченной, но Lightroom нам показывает что все ОК.
установка белой точки в Лайтруме

Отпраавляем  снимок в Photoshop как смарт-объект и смотрим пересветы в Camera RAW. Та-дам! Пол лица подсвечивается красным. Но как же так? Мы ведь так тщательно выставляли точку белого? Переключаемся в цветовое пространство ProPhotoRGB и видим что пересветы исчезли.
белая точка в пространстве sRGB

Soft Proofing — решение проблем

Решается проблема довольно просто, в модуле Develop на нижней панели поставьте галочку Soft Proofing. После чего под гистограммой появится меню Profile в котором нужно выбрать sRGB.

При этом гистограмма пересчитается в пространство sRGB и на ней отобразяться две кнопки для отображения черной и белой  точки на мониторе и при печати.
Soft Proofing в Lightroom

Отсечки в светах и тенях в этом режиме отображаются довольно странно, но гистограмма становится адекватным и вполне рабочим инструментом.

При первой обработке фотографии в этом режиме Lightroom предложит создать виртуальную копию снимка, что можно проигнорировать поставив галочку Don`t show again и нажав кнопку Make This Proof.
Don`t show again Make This Proof.
Режим Soft Proofing появился в Lightroom 4. Если у вас нет этого пунтка возможно вы его скрыли. Отобразить его на панели можно через треугольную кнопку справа.
Soft Proofing на панели Лайрума

К сожалению в режиме Soft Proofing не корректно работает сравнение До/После, поэтому постоянно работать в нем не удобно. Таким образом лучше включить Soft Proofing для установки Белой точки, после чего выключить его.

6 комментариев

  1. Алексей Алексей

    Как оказывается, всё гениальное — просто! А я то думал почему гистограмма в Лайтрум такая не адекватная 😊

  2. А что лучше Лайтрум или Camera Raw ? Ведь в камера рав там тоже есть гистограмма и возможность корректировок.

    • Мне кажется, что гистограмма и индикация Черной и Белой точки логичней сделаны в Camera Raw. Не понятно, что мешало в Lightroom сделать так же?

      В остальном их функционал в обработке файлов полностью одинаков, отличается только интерфейс. Тут уж кто к чему привык. Но имхо, Кривые в Camera Raw больше и поэтому удобней.

  3. Мне кажется дело привычки. Например я обрабатываю в лайтруме уже очень давно и даже не могу себе представить переход на другие программы. Да что говорить, даже на русский язык перейти не могу, т.к. опять же привычка ))

  4. Елена Елена

    Очень познавательно.Спасибо!

  5. Алексей Алексей

    Никогда не думал что для хорошей фотографии надо настолько сильно заморачиваться.
    Теперь на труд фотографа смотрю с другой стороны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *