Перейти к содержанию

Как я фотографировал молнии



Июль 2008, на Урале выдался урожайным на грозы. Буря могла разразится вечером и продолжаться всю ночь, заставляя голосить сигнализации машин. Владельцы вскакивали что бы отключить их, но это не помогало, так как с очередным ударом молнии, машины снова взрывались сиренами. Все это сопровождалось колоссальными вспышками, громом и сильнейшим ливнем. В общем, не спал ни кто, и тем более я. Потому что, мне было жутко интересно сфотографировать молнию.


Сфотографировать молнию трудно, но вполне возможно. Для этого нужно три условия: хорошая гроза, хорошее место для съемки, и хороший фотограф.

Самое, пожалуй, сложное, это подходящая точка для съемки. Поскольку дыма без огня не бывает,… т.е. грозы без дождя, то вылезти куда-нибудь на улицу со штативом и фотоаппаратом проблематично. Самый удобный вариант это подходящий вид из окна.

Я снимал молнии из окон своей квартиры, и это был самый комфортный способ. Из оборудования обязательно нужен штатив. Желательно пожестче, так как нужны длинные выдержки, до 30 секунд. И сам фотоаппарат с возможностью установки длинных выдержек. Я фотографировал зеркалкой Canon 450D с китовым объективом 18-55 f 1:3,5-5,6.

Суть метода заключается в том, что нужно направить фотоаппарат, на место где вспыхивают молнии, и установив возможно более длинную выдержку начать снимать. Если в этот момент сверкнет молния, то она четко прорисуется на фотографии, а за все время экспозиции проступят контуры ночного пейзажа.

Поскольку фотографируешь вслепую, то приходится делать десятки снимков что бы поймать тот единственный. Я снимал на карту 2Gb и заполнял ее полностью, (около сотни снимков в RAW).

Я перевел фотоаппарат в ручной режим. Экспозицию подобрал опытным путем. ISO 200, выдержка 30 сек, f 9.

В Canon 450D, есть классный режим: «Таймер автоспуска. Серийная» который позволяет делать серию до 10 кадров. 10 кадров по 30 секунд, это 5 минут съемки. Таким образом я настраивал фотоаппарат, жал спуск, и следующие 5 минут фотоаппарат ловил все молнии которые попадали в его объектив.

Так была сделана эта фотография с далекой молнией, которая «поджигает» огни города:

Давление

ISO 200, f 9, 30 сек.


Следующей ночью снова была гроза. Я начал снимать на ISO 200, f 8, 30 сек. Что давало хорошую экспозицию, пока гроза не подошла вплотную и в одной из серий молнии прочертили весь кадр сверху вниз, вызвав жесткий пересвет. Не спасло даже использование RAW. Вот один из пересвеченных кадров:

пересвет

ISO 200, f 8, 30 сек.


Я тут же скорректировал экспозицию и выставив f 11, выдержка 20 в следующей же серии сделал отличные снимки, вот один из них:

slash

ISO 200, f 11, 20 сек.


Снять молнию днем, оказалось гораздо сложнее. Света много, длинную выдержку не поставишь. Я снимал в RAW и после пары  кадров подряд фотоаппарат начинал останавливаться для записи кадра на флешку. По закону Мерфи, именно в эти паузы и сверкали самые значительные молнии. И все же мне удалось поймать одну из них:

Трещина

ISO 100, f 14, 1/4 сек.


Для увеличения выдержки, подошел бы нейтральный серый фильтр, но у меня его тогда не было. Возможно, стоило отказаться от медленного RAW днем и снимать серии в jpg.

Я рекомендую снимать в RAW, так как в ночной съемке невозможно точно подобрать экспозицию и баланс белого. Гораздо точнее это можно сделать потом в RAW конверторе. Я пользуюсь для этих целей Photoshop Lightroom.

Еще одна трудность такой съемки это кромешная тьма. Я фокусировался в авто по дальним огням, и уточнял композицию по первым кадрам. На снимках прекрасно видно линию горизонта и контуры зданий, но на самом деле там не было видно ни зги, поскольку была глубокая, пасмурная ночь и шел дождь. Если ветер задувает в окно, встает еще одна проблема дождевых капель, которые попадают на объектив. Тут стоит воспользоваться защитным фильтром. На «дневной» серии ветер дул на встречу и мне приходилось постоянно вытирать капли дождя с фильтра.

После тех гроз, съемка таких явлений меня очень захватила. С нетерпением жду лета, что бы вновь попытать счастья. Подумывая о том, где можно найти площадку с красивой ночной панорамой, и при этом с крышей над головой.

Фотографии молний можно посмотреть в этом альбоме

Развитие темы: Охота за молниями продолжается.

26 комментариев

  1. Прочитал, интересно, особенно про серию из 5 кадров, можно ничего не делать, а потом готовые фотографии разглядывать.

  2. Booben Booben

    Слушай, а молнии только зеркалкой снять можно или цифромыльницей тож потянет?
    Снимал Луну через телескоп, ничего выглядит. На молнии пока не тяну :).

  3. Главное, что бы выдержку можно было большую поставить.

  4. второй и третий снимки мне больше всего понравились

  5. Greggy Greggy

    Подскажите пожалуйста, а выбор ИСО 200 чем был обоснован?

  6. Тем что это реальное минимальное ISO на моей камере. ISO 100 это программно пониженное значение.

    Но все же я снимал дневные молнии на ISO 100. Позднее так же много раз использовал его без каких-либо нареканий.

  7. В качестве нейтрального фильтра (который мало кто покупает) можно использовать поляризационный. Он уменьшит экспозицию на 1,5-2 ступени.

    Единожды сфокусировавшись на огнях города, лучше сразу перевести объектив в режим ручного фокуса и более не иметь проблем и задержек с фокусировкой.

  8. Расскажу как фотографировал я)
    Была обалденная гроза, дождь как из ведра и я вылез на крышу. Сверкали молнии прямо надо мной, поэтому приходилось забирать голову вверх, но поскольку капли больно попадали в глаза, я стал просто снимать не смотря в глазок. Поставил ручной фокус на бесконечность и стал щелкать серии jpg на коротких выдержках потому что не было штатива. Сделал около трех сотен фотографий, вернулся домой и… и тогда я понял, что фотографировал с закрытым объективом. Занавес.

  9. О, парень, это безумие! Представляю твои эмоции когда ты вернулся домой. Но как ты пытался снимать в дождь направив объектив прямо вверх? Я молчу про то что камера под дождем это риск. Ведь наверняка у тебя не было профессиональной водонепроницаемой зеркалки наподобие Nikon D300! Я бы прежде всего подумал об объективе залитом водой… Снимки получились бы будто сквозь воду.

    В общем… душераздирающая история. Надеюсь этим летом тебе повезет.

  10. @Vendigo
    Это был Марк3 и он, конечно, не совсем водонепроницаемый — нырять с ним едва ли кто-то отважится — но для дождя подходит)
    Ладно, закрытый объектив — это сильно, больше такое повторять желания нет))

  11. @Vendigo
    ну как же… я его безумно люблю, он мне дороже компьютера даже)) просто он у меня в полуэкстримальном положении всегда))

  12. […] Когда, сайт был запущен, (на установку Word Press на локальном хостинге ушла одна ночь), я приступил к написанию уроков по Lightroom. Хотя первая запись была стырена у самого себя, это была копия поста с ЛиРу про то, как я фотографировал Молнии. […]

  13. makos makos

    фотки супер!!даже стало как то немного страшно смотреть на эти молнии !!!понимаешь на сколько может быть сильной наша матушка природа)

  14. Миронов Семен Миронов Семен

    Не думал, что на Урале так часто бывают молнии. У нас в Рязани очень редко, обычно в мае.

  15. @Миронов Семен
    Тем летом действительно были сильные грозы какое то время. Каждую ночь громыхало. А вот следующим и вообще в среднем на Урале гроз не так уж и много.

  16. Дмитрий Дмитрий

    Здравствуйте, может вы мне сможете помочь в одном вопросе? я фотографирую на «зенит 12Cd» подскажите пожалуйста, какое значение выдержки и диафрагмы нужно выставлять для фотографирования МОЛНИЙ в пасмурную погоду ДНЕМ и какие значение выставлять для фотографирования молний НОЧЬЮ???
    Я наверное не прав , но мне кажется, что если такой яркий феномен как молния фотографировать на пленочный фотоаппарат при выдержки в 30 секунд, то кадр засветится..?

  17. @Дмитрий
    Пока не попробуете, не узнаете. У меня товарищ снимал молнии на зенит, вполне неплохо получились. Сама молния получится при любой выдержке и диафрагме, экспозиция подбирается, что бы прорисовать окружение.

  18. анастасия анастасия

    У меня объектив жужжит и не может сфокусироваться.что делать в таком случае?

  19. Ale Ale

    Когда-то пробовал снимать молнии на простенькую мыльницу Canon PowerShot A520
    https://www.canon-europe.com/support/consumer_products/products/cameras/digital_compact/powershot_a_series/powershot_a520.html
    Делал так же — выбирал ручной режим, выдержку 15 сек (максимально возможную для этой камеры), ISO 100, диафрагма не регулировалась поэтому была F2.6 для фокусного 35мм. Был маленький карманный штативчик. Снимал как из окна дома, так и с улицы, когда гроза была еще далеко.
    Единственная проблема — это то что камере требуется время для записи кадра равное длине выдержки, то есть после каждой фотографии камера не могла снимать 15 секунд и именно в это время обычно бывали молнии))
    Но все равно несколько раз получалось заснять. На художественную ценность они конечно не тянули, так как композиция была не особо интересной, но мне тогда понравилось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *