В первой части этого материала мы определили, что свет создает светотеневой рисунок, который порождает ощущение объема.
Самый плохой «плоский свет» будет давать источник света, расположенный рядом с наблюдателем. К примеру, полная луна, которая освещается прямым солнечным светом или пресловутая, вспышка в лоб.
Но как только мы отодвигаем источник света от камеры и свет начинает падать на объект под некоторым углом, на нем появляются светотеневые переходы и он становится более объемным.
Чем больше угол, под которым свет падает на объект, тем более явные светотеневые переходы он создает, и тем более объемным он выглядит.
Во второй части этого материалы мы разобрали, что отодвигать свет от камеры лучше всего вверх. Когда на человека свет падает сверху, его лицо выглядит гораздо лучше, нежели чем когда он освещается снизу. Чем более верхний свет падает на лицо, тем лучше подчеркиваются скулы и меньше проявляются щёки. Но до бесконечности поднимать источник света вверх нельзя, в какой-то момент глаза попадут в тень от бровей, а портрет без глаз выглядит плохо.
Поэтому оптимальный угол падения света на лицо — примерно 45°сверху. При таком освещении модель может свободно двигаться и при этом ее глаза почти никогда не провалятся в тень, а свет на лицо будет падать всегда сверху.
Но ведь мы можем направлять свет еще и сбоку, тем самым усиливая светотеневой рисунок, и получая более объемное изображение! Рассмотрим этот вопрос, как говорится, со всех сторон 🙂
Свет сбоку
Говоря об угле, под которым свет падает на модель я буду рассматривать угол между направлением объектива на модель и направлением света на модель.
Если мы освещаем модель встроенной вспышкой, то направление объектива и направление вспышки совпадают. Угол падения света равен нулю. Теней такой свет почти не создает, а значит светотеневой рисунок отсутствует. Фотография получается плоской.
Но как только мы начинаем отодвигать свет в сторону, увеличивая угол падения света, у нас появляются тени, а вместе с ними появляется светотеневой рисунок, который создает объем.
И чем больше будет этот угол, тем больше будет теней, а значит светотеневой рисунок будет более выразительным. Не трудно догадаться, что максимальный контраст света и тени мы получим при боковом свете, когда его угол будет 90°. Но при таком освещении глаз на теневой стороне лица провалится в тень, а как уже упоминалось выше, портрет без глаз выглядит не очень.
Поэтому, если модель стоит перед нами фронтально, и мы полагаем что на съемке она будет достаточно свободно двигаться, то лучшим вариантом будет направить свет примерно под 45° сбоку. Тем самым, мы, во-первых, получим хорошие объемы, а во-вторых, на теневой стороне лица глаз не потеряется в тени. При этом, с какой стороны светить на модель, справа или слева нет никакой разницы. Человеческое тело, как известно, симметрично.
Но если во время съемки лицо человека обращено в какую-либо сторону, то и свет на него лучше направить с этой стороны. Другими словами, лицо модели должно быть повернуто к свету.
Просто потому, что при таком повороте головы мы можем увеличить угол падения света на модель, все еще освещая оба глаза модели. То есть мы получим больше объемов за счет большего угла падения света, не теряя глаза в тени.
И наоборот, если человек будет поворачиваться в противоположную от света сторону, то нам придется уменьшать угол освещения, если мы хотим осветить оба глаза.
На этой фотографии видно, что стоило парню немного отвернуть лицо от света как на теневой стороне лица глаз попал в тень.
Но есть, и вторая причина, по которой свет выгодно направлять с той стороны, в которую модель повернула голову.
На схеме изображен такой вариант освещения — голова модели обращена в сторону света.
На лице модели цветом выделены две зоны: зеленым – область, которая при таком направлении света будет освещаться почти перпендикулярно и синим области, которые будут освещаться по касательной.
И как рассказывалось в первой части, если поверхность освещается под прямым углом, ее неровности скрадываются, а если поверхность освещается под острым углом ее неровности подчеркиваются.
Так вот, при таком освещении детали, которые находятся на передней части лица, а именно: мешки под глазами и носогубные складки будут скрадываться светом, который будет падать на них почти перпендикулярно (эти детали на схеме отмечены зеленым).
В то же время скулы, которые я отметил на схеме синим цветом, будут подчеркиваться светом, который будет скользить по ним под острым углом.
И наоборот, если модель повернула голову влево, а свет на нее падает справа, то мы, во-первых, рискуем потерять один глаз в тени, а во-вторых, скулы у нас будут освещаться под прямым углом, а мешки под глазами и носогубные складки будут освещаться под острым углом.
Что сделает лицо более усталым и добавит человеку лет. Конечно, все это можно отретушировать, поэтому вы найдете в сети много отличных портретов в которых человек слегка отвернулся от света.
Рассмотрим эту ситуацию на примере фотографий.
Лицо модели повернуто влево, свет на нее падает справа. Вследствие этого глаз на теневой стороне лица попал в тень.
Уменьшаем угол падения света на лицо. Теперь свет освещает оба глаза, но тень от щеки слишком глубокая.
Направляем свет с той сторону куда повернуто лицо модели. Теперь нет такого акцента на щеке и в оба глаза попадает свет.
Эти две фотографии сняты со светом от окна и отличаются только поворотом головы модели. Обратите внимание, что когда модель поворачивается к окну, передняя часть лица начинает освещаться более перпендикулярным светом, вследствие чего мешки под глазами и носогубные складки уменьшаются.
Подобный подход к освещению лица известен давно. Иногда его называют «узкий свет» отмечая, что освещенная половина лица получается уже чем теневая половина.
В этом мастер-классе, (всем рекомендую к просмотру) Джерри Гионис называет такое освещение «съемка на теневой стороне» отмечая, что при этом лицо выглядит более худым.
Я называю такой свет «Выгодным» подразумевая, что такой свет выгодно подчеркивает скулы модели, скрывая при этом мешки под глазами и носогубные складки.
«Выгодный» свет падает на лицо человека сверху и немного сбоку с той стороны, в которую обращено лицо модели.
Снимок будет тем объемней, чем больше будет угол падения света (и по горизонтали, и по вертикали) но нужно следить, чтобы глаза не проваливались в тень.
Таким образом, если модель расположена к вам боком, вы можете поставить свет перед ней почти под 90 градусов к направлению объектива. Когда человек посмотрит на вас, он лишь слегка повернет голову и оба глаза по-прежнему будут освещены. А за счет большого угла свет будет очень объемным.
(направление света на этих фотографиях легче всего оценить по падающим теням)
Если, вы еще не можете, сходу, определить направление света на лице человека, то обратите внимание на его нос. Когда человек повернул голову в ту или иную сторону мы видим не только спинку носа, но и одну из его боковых сторон. И если человек повернулся к свету (выгодный свет) на боковой стороне носа будет тень. А если человек отвернулся от света, боковая сторона носа будет освещена.
Узкий свет (Выгодный свет) Широкий свет (Не выгодный свет)
Итоги
Чтобы фотография была объемной на ней должны быть и блики и тени. Начинающие фотографы зачастую боятся теней, предпочитая освещать все и получая при этом плоское изображение.
Чем больший угол, под которым свет падает на модель тем больше объемов. Но если светить под углом 90° сверху и сбоку, то свет не будет освещать глаза модели. Поэтому угол имеет смысл уменьшать до тех пор, пока глаза не начнут освещаться. Разумным компромиссом будет угол в 45°по вертикали и по горизонтали.
Если голова человека повернута в какую-либо сторону, то светить лучше именно с этой стороны. Так легче будет осветить оба глаза модели и у нее будут меньше проявлены мешки под глазами и носогубные складки.
Крутая статья! Настолько все понятно и доступно написано! Легким, для понимания, языком! Огромное спасибо за Ваш труд!
Классные статьи и отличные фотки! С удовольствием читаю.