Перейти к содержанию

Свет в фотографии. Часть 2

Свет в фотографии. Часть 1

Многие свои любимые фотографии снятые в студии я сделал с одним источником света, несмотря на то что в моем распоряжении их было гораздо больше. Мне нравится снимать с одним источником поскольку такие фотографии выглядят максимально эффектно и естественно.
  
Ведь если у нас естественное освещение, то как правило это один источник света: небо, солнце, окно, лампочка.
  

В первой части этого материала мы определили, что объем в фотографии полностью зависит от свето-теневого рисунка, который в свою очередь зависит от направления света.

Направление света — это ключевой момент в создании объема. А значит и в итоговой выразительности снимка.

Самый плохой, «плоский» свет — это вспышка в лоб или свет, падающий на модель со стороны камеры. Как только мы начинаем отклонять источник света от оси объектива на снимке возникают свето-теневые переходы, а значит появляется объем.

Если у нас только один источник света, то под каким углом он должен падать на модель, чтобы фотография получилась наиболее эффектной?

 

Свет сверху

Прежде всего свет должен падать на лицо сверху. Когда я говорю об освещении сверху, я имею ввиду не фактическое расположение источника света выше головы модели, а о направлении света со стороны макушки. И наоборот, свет снизу это свет, падающий на лицо со стороны подбородка.

То, что верхнее и нижнее направление света, не связанно с высотой источника света обусловлено тем, что модель как угодно может наклонять голову или вообще лежать.

Почему желательно освещать человека сверху? Во-первых, потому что таков стереотип восприятия человеческого лица. В большинстве случаев мы видим людей, когда они освещены сверху. Такой свет воспринимается нормальным и привычным.

А во-вторых, это связанно с эффектом молодости и подтянутости кожи. А точнее с тем, как изменение угла падения света на лицо рисует на нем скулы или щеки.

С этой темой хорошо знакомы визажисты, которые рисуют тени под скулами модели и блики на скулах.

Как это работает? Очень просто. Наше зрение устроено так, что если мы видим какую-то поверхность, то темное пятно на ней воспринимается как впадина, а светлое пятно как выпуклость. Собственно, так неровности и выглядят в рассеянном свете.

Кожа с возрастом теряет упругость и лицо под тяжестью лет неумолимо сползает вниз 🙂

Визажисты, ретушеры и фотографы желая изобразить человека наиболее молодым, а его лицо более подтянутым подчеркивают скулы и скрывают щеки.

Представим себе человека, который не имеет супер очерченных скул. Его голову можно сравнить с яйцом, которое имеет выпуклую форму по всей длинне. И тогда расположение блика на лице будет полностью зависеть от угла, под которым на него падает свет.

Если свет будет падать на лицо примерно под 45 градусов сверху, то блик будет располагаться на скулах! Но если свет будет падать хотя бы немного снизу, то блик придется на область щёк.

Посмотрите, как меняется восприятие формы лица на этих снимках.

Обратите внимание на теневую сторону лица. В зависимости от угла падения света, блик опускается ниже в область щёк или поднимается выше в область скул.

В данном случае на модель светит окно, которое неподвижно, разница в освещении создается только наклоном головы модели, что еще раз убеждает нас, что фактическая высота источника света не важна. Имеет значение лишь угол падения света на лицо.

Вот еще один пример как нижний свет может испортить красоту модели, а верхний наоборот подчеркнуть ее.
 
Обратите внимание на появившиеся щёки на втором снимке, где модель просто наклонила голову получив тем самым нижний свет. Но не только скулы и щёки поменяли свое очертание, посмотрите на неровности под глазами. В первом варианте они почти не видны, с нижним светом они безжалостно проявлены.

Магия верхнего света хорошо известна. Так, в Голливуде была популярна схема света «Бабочка» при которой осветительный прибор ставился строго над актрисой, что эффектно подчеркивало ее скулы. Поскольку свет в кино был довольно жестким это давало четкую тень под носом, напоминающую крылья бабочки отчего и произошло название этого света.

Итак, главный враг портрета — это нижний свет. Но кто, в здравом уме будет ставить свет снизу? – Спросите вы. Действительно, откровенно нижний свет практически не встречается, а вот свет, падающий на лицо, немного снизу встречается довольно часто.

 

Софтбокс

Во-первых, такой свет может поставить неграмотный фотограф в студии при съемке портрета в полный рост. Начинающий фотограф в большинстве случаев устанавливает софтбокс вот так.

Наивно полагая, что если он немного наклонил софтбокс вниз, то и свет от него будет направлен вниз. Но это не так. На самом деле, от любого источника рассеянного света лучи распространяются во все стороны. К тому же центр софтбокса светится гораздо ярче нежели его края, поэтому истинное направление света будет таким.

Что и даст на лице пресловутое нижнее освещение.
Правильным будет установить софтбокс гораздо выше. Вот так.

Для того чтобы оценить направление света от источника рассеянного света (софтбокса или окна) вы должны мысленно провести линию от его центра к лицу модели. Эта линия и будет указывать направление света.

Посмотрите насколько высоко устанавливают свет профессионалы.

Фотограф John Gress

 

Отражатель

Другой причиной нижнего света может стать неправильное использование отражателя при съемке против солнца. При такой съемке отражатель будет является основным (рисующим) источником света на лице модели. И если держать его на уровне пояса, то свет неизбежно будет освещать лицо снизу.

Правильный способ использовать отражатель против солнца это держать его над головой, то есть выше лица модели.

 

Окно

Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим.
Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз.

Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.

Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример.

Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.

Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.

Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.

Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.

Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.

Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый 🙂

Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.

Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.

Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение. Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени. Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка 🙂

 

Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!

Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы.
 
Запомните это освещение.

А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.

Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.

 

Дополнительные материалы:

Братья Колдуновы «Высота источника света»
Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»

Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.

Будьте первым, кто оставит комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *