Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
Козьма Прутков
Сегодня я продолжаю тему Вопросов и ответов по Lightroom.
Первый выпуск находится здесь.
Вопрос:
Импортирую RAW в Lightroom и первые 1-2 секунды снимок отображается нормально, цвета яркие и сочные, а затем он тускнеет. Что происходит, и как это поправить? Как сделать, что бы Lightroom правильно отображал цвета, как в фотоаппарате или как в JPEG (если снимать RAW+JPEG)?
Такого рода вопросы задаются весьма часто. Очень многие фотографы при переходе с JPEG на RAW сталкиваются с проблемами, «неверного» отображения цветов. Поэтому весь сегодняшний пост я посвящу этому вопросу. По пути осветив еще кое-какие сопутствующие темы.
Причина
В начале будет бочка дегтя. На сегодня это неразрешимая проблема для Lightroom, Adobe, Apple, Capture One, Google Picasa, и всех других сторонних разработчиков RAW конверторов. По крайней мере для пользователей Canon и Nikon, а ведь нас большинство! Все дело в закрытости RAW форматов ведущих производителей фототехники. Вдумчивых читателей я вновь отсылаю к статье «Два пути в никуда» в которой рассказано об истоках наших проблем.
Итак RAW это закрытые форматы, и в Adobe вынуждены самостоятельно расшифровывать эти данные. Как следствие они не могут воспроизводить цвета в точности так же как это делает фотоаппарат, или родные конверторы. Но почему же цвета получаются более тусклыми!? Было бы пол беды если цвета чуть уходили в тот или иной оттенок, но когда из сочной, яркой, картинки получается унылое говнотм фотографы готовы рвать и метать! Стереть к черту эти Лайтрумы с Апертурами, выкинуть этот дебильный RAW, или засесть за изучение родного но угловатого Digital Photo Professional. Но чаще всего они атакуют форумы и жж, и Яндекс с Гуглом на пару!
Ответ – профили камер.
Профили камер
Большинство фотографов используют в камере профиль «Стандарт». Вот что говорит про него инструкция к Canon «Изображение выглядит ярким, резким, и четким. Данный стиль Picture Style подходит для большинства сцен». И они правы, «Стандарт» выглядит гораздо интереснее чем «Нейтральный» или «Точный». Но что происходит, когда RAW импортируется в Lightroom? По умолчанию, там включен профиль ACR 4.4 который показывает довольно безжизненную картину. В целом он ближе к профилю «Нейтральный» чем к «Стандарт». Масла в огонь подливает еще то, что в первые мгновения нам показывается встроенная в RAW превьюшка созданная камерой. Цвета на ней именно те к которым мы привыкли снимая в JPEG! И лишь затем Lightroom показывает то, что сконвертировал он сам, в соответствии со своим профилем.
В первых версиях Lightroom вообще не существовало профилей камер. Предполагалось, что фотограф сам настроит изображение как ему нужно, начав с нейтральной «правильной» картинки. Но видимо в Adobe быстро смекнули, что так они потеряют очень и очень многих фотографов, которым их «правильность» встанет поперек горла. И начиная с версии 2.0 в Lightroom есть профили камер которые программа показывает в зависимости от того RAW какого вида в нее загрузили, плюс Adobe Standard. Для файлов Canon это будут профили Canon-a, для Nikon, Nikon-a и так далее.
Итак, решение проблемы следующее. Поставьте в Camera Calibration в пункте Profile тот профиль, что стоит у вас в камере и ваши волосы станут мягкими и шелковистыми. 🙂 Когда вы закончите эксперименты и определитесь с профилем. Сохраните его в качестве настроек по умолчанию, и отныне ваши снимки будут импортироваться в Lightroom с этим профилем.
Для того что бы установить свои стандарты для RAW-ов, сделайте нужные вам настройки в модуле Develop. Я например установил профиль Camera Standard, Sharpening (Amount) – 15, Noise Reduction (Luminance – 0 , Color – 25). Затем нажмите Alt, кнопка Reset внизу правой панели сменится на кнопку Set Default… щелкните ее и в появившимся окне нажмите Update to Current Settings. Теперь ваши настройки задействованы по умолчанию.
Я сравнивал профили камер в Lightroom 3.3 и Picture Style в родном конвертере Digital Photo Professional 3.4 Как видите, результаты очень близки (наведите курсор на фотографию):
Конечно иногда вопросы остаются и после выбора соответствующего профиля:
И кстати, может вы знаете, — если ни один профиль для Canon в ACR не может воссоздать внутрикамерный JPEG, или то, как он выглядит в родной DPP, — может и тут вы нашли решение? Я пока что кроме как пытаться вручную двигать ползунки, чтоб «на глаз» подобрать, не придумала… хотя и то не выходит так.
Adobe постоянно работает над расшифровкой RAW форматов, как следствие улучшаются профили камер. Если вам не нравится картинка, имеет смысл посмотреть самую последнюю версию Lightroom. Особенно это актуально для новых камер.
Возможно, для получения точных цветов вам потребуется откалибровать Lightroom под вашу камеру по специальной мишени, которую можно купить у Adobe.
Я думаю, проблемы многих фотографов начинаются тогда, когда они желают, во что бы то ни стало, повторить камерный JPEG, получить родные цвета. Для меня такой задачи никогда не стояло. Мне нужны мои цвета, мне нужно получить такую картинку как я видел, или такую как я хочу.
Цвета от Canon или цвета от Lightroom далеки от этого, это просто средняя температура по больнице. Возможно цвета Canon более точные, но точность мне не нужна.
В общем, я пользуюсь профилями так: Поставил тот, что мне нравится по умолчанию. Иногда могу посмотреть другие профили, перед тем как обработать снимок. Могу выбрать, например Landscape, и продолжить обрабатывать картинку под ним. Иногда даже кручу Hue и Saturation в этой панели, но это редко.
На какие параметры влияет профиль камеры? Почему не видно тех настроек, которые он меняет, хотя цвет меняется на глазах, а что именно изменилось в настройках непонятно.
К сожалению Lightroom не отображает изменения при выборе того или иного профиля в Camera Calibration, как это делает, например родной Digital Photo Professional. Все движки остаются на своих местах, а изменения как бы происходят под ними. Я думаю, меняется тоновая кривая, а так же те параметры, которые присутствуют в секции Camera Calibration. То есть оттенок и насыщенность в каждом из трех каналов плюс оттенок теней.
Неизменными остаются такие параметры как подавление шумов, резкость, виньетирование, тонирование и тому подобное.
Дополнение
Конечно, неверное отображение цветов, может возникать не только из-за «приблизительной» расшифровки RAW-ов. Если у вас одна и та же картинка в формате JPEG, отображается по-разному в разных программах, то нужно разбираться с управлением цветом в системе (Color Management). Вы должны знать, что такое цветовые пространства sRGB, Adobe RGB, профиль монитора, профиль изображения, как все это работает и где настраивается. Еще один способ сойти с ума!
И да, если вы еще не купили калибратор для монитора, то мы идем к вам!
🙂 я еще не купила калибратор
Это такая штучка, которая стоит 300-400 баксов? 🙂
Ага, это не навязчивое приглашение в гости? 🙂
надо снимать в ч/б…
@Erik
Нет, это все полумеры. Нужно снимать на пленку, и ни в коем случае не сканировать, печатать напрямую. 🙂
еще можно на серебряную пластинку снимать 🙂
Объясните темной — Если все изменения записываются в файл XMP, а не в оригинал, например в JPEG, и следовательно, не изменяют его, то какой смысл заниматься RAW, если внутрикамерный профиль все равно лучше ARC,
а улучшить-то можно и JPEG-овский снимок. Или я что-то не понимаю.
А я не понимаю вашего вопроса 🙂 . При чем тут XMP и выбор между RAW или JPEG?
Вы имеете ввиду родной алгоритм конвертации RAW который встроен в фотоаппарат, так же как в родной конвертор (у Canon это — Digital Photo Professional). Да, можно говорить, что он по крайней мере не хуже, а для некоторых моделей камер значительно лучше чем у Adobe.
Но если он вам подходит больше, лучше обрабатывать RAW файлы в родной программе, чем снимать в JPEG.
Снимать в JPEG имеет смысл, если вы вообще не обрабатываете файлы, если же файлы нужно обрабатывать, лучше обрабатывать RAW.
Я вот чего не понимаю — если JPEG обрабатывать в Photoshop,то качество
ухудшается. А если в Lightroom? Ведь если изменения записываются в XMP,
то качество снимка не меняется. Или не так?
Не так. И в RAW и в JPEG снимок все равно меняется, просто Lightroom позволяет вернуть прежнее состояние (хранит исходник) вот и все.
И при обработке RAW и при обработке JPEG качество может пострадать. Усиление шума, ступенчатые градиенты, (т.н. пастеризация или бандинг) и так далее…
у меня немного вопрос из другой области, не секрет, что фотоаппараты часто нехило шарпят при джепегизации снимков. Пока я не понял алгоритма шарпа в Лайтруме, он явно отличается от фирменного… как с этим жить!!!!
Как вариант отключить его и все. Если снимок стоящий, его все равно нужно обрабатывать в Ps, поэтому и шарпить в Ps.
Вчера вышла бета версия LR3. Одно из нововведений 3-ки улучшенный механизм резкости, я посмотрел, действительно лучше!
Почему после Edit to Photoshop или просто экспорта ББ отличается от настроенного в лайтруме (снимки краснее) хотя профили стоят везде sRGB. Какие ещё параметры играют роль? вот пример
https://album.foto.ru:8080/photos/or/276059/813263.jpg
@Андрей
Может быть причина в профилях монитора. Если в разных программах изображение выглядит по разному возможно они используют разные цветовые профили. Так же не помешает посмотреть управление цветом в Photoshop (если картинка отличается по цвету только в нем).
@Vendigo
Скорее наоборот отличается только в Лайтруме, а где посмотреть какие профили использует лайтрум и фотошоп?
@Андрей
выглядит так, как будто при экспорте из лайтрума или при открытии рава в ACR и последующего экспорта в фотошоп вы некорректно выбрали рабочий профиль. Например рабочий профиль у вас AdobeRGB и вы открыли фото как sRGB. Вообщем почиайте подробнее про порфили, в двух словах это не скажешь. Тема очень акутальная и полезная.
В лайтруме кстати prophotoRGB но для пользователя это не должно иметь видимого значения.
@Андрей
@aleksarus
Как уже совершенно верно заметили, про управления цветом в двух словах не объяснишь. Отмечу только, что в Lightroom нет настроек цветового пространства, он использует профиль системы и профиль изображения, если допустим, в нем смотрим на TIFF созданный в Photoshop.
В Photoshop CS4 нужно заглянуть в Edit — Color Settings. А так же в View — Proof Setup, View — Proof Colors.
А у меня вот какой вопрос. При импорте с камеры в Лайтруме 2.5, мало того что картинка тускнеет, так она еще и становится недосвеченной на пару стопов, хотя по дефолту в каталоге экспозиция установлена в ноль, да и вообще почти все настройки стоят по нулям….
Не могу ничего сказать по этому поводу.
Я уже разобрался. Оказалось это было из-за того, что я убрал настройки brightness и contrast в нули (а по дефолту они +50 и +25 соответственно). Кстати, сравнивал цвета родного рав конвертера кэнона DPP и лайтрума — лайтрум проиграл. И когда уже производители раскроют свои форматы…
Понятно 🙂
Сделал я, как Вы рекомендуете (профиль-настройки-предустановка), стало лучше.
Но.
Проявилась следующая проблема.
Делаю в Лайтруме вечерний заснеженный город, добиваюсь нужного — сумеречная синева снега, темные силуэты домов, уютом светящиеся оранжевые окна.
Далее — экспорт в jpg с автооткрытием в фотошопе. И что я вижу? ФШ запрашивает цветовое пространство (я экспортирую в пространстве Adobe 1998), я говорю «не изменять» и в ФШ открывается пресный снимок без накрученной синевы с неуютными окнами и ненужными деталями фасадов. Только коррекция линз и сохранилась.
Открываю экспортный файл без ФШ просто в ACDSee — та же преснятина.
Что я делаю не так?
Здравствуйте!
Спасибо за полезные уроки. На днях начала осваивать ЛР…. пролема встала сразу… фалы RAW не импортируются, только джипег =( Чем это может быть вызвано?! Спасибо за ответ.
@Юрий
Если вы не видите обработку в экспортированных файлах, то возможно вы не правильно делаете экспорт. Если у вас меняются цвета из-за различий в цветовых пространствах, и вы не разбираетесь в том как они работают то экспортируйте в sRGB.
@Ирина
Возможно у вас старая версия Lightroom, и какая-нибудь новая камера. В таком случае вам нужно обновить Lightroom. На сайте adobe, есть список всех поддерживаемых камер.
Спасибо, Юрий. Да, у меня так и есть.. ЛР 2, и кэнон марк 2… Надеюсь, проблема только в этом.
@Vendigo
Когда я выставляю одинаковые цветовые пространства при экспорте из Lightroom, в CS3 и в ACDSee (либо «sRGB», либо «DELL 2209WA», главное, чтобы везде совпадали), то в Lightroom и в CS3 конечные изображения начинают идеально совпадать, но ACDSee все равно показывает их заметно светлее.
Похоже, придется еще поиграться с версиями (ACDSee у меня уже старенькая 8.0), либо перейти на CS4 и работать в нем с RAW-плагином для CANON EOS 5D Mark II, поскольку поддержку этой камеры для CS3 Adobe не делает, увы 🙁
У меня такая проблема после работы в Lightroom в фотошопе слетают все его настройки, как это можно избежать, просто устал каждый раз настраивать фотошоп
Странно, впервые слышу об этом. Не должно быть такого конечно.
У меня такой вопрос…
При импорте фотографий в лайтрум они становятся темнее и приобретают желтый оттенок, но если их сохранить, то они снова приобретают свой естественный вид, соответственно работать в лайтруме просто невозможно(
помогите, может у кого-то была такая проблема или это особенности лайтрума? При импорте никакие пресеты не подключены.
Спасибо
@Юлия
Скорей всего дело в цветовых профилях монитора. Разные программы используют разные цветовые профили. В комментариях это уже обсуждали. Но тема слишком сложная, что бы можно было подсказать простое решение для всех.
@Vendigo
и что никак нельзя исправить эту проблему? фотошоп, иллюстратор, корел и тд работают отлично, такая проблема именно с лайтрумом. Хоть подскажите где искать, а то очень обидно, программа очень полезная и экономит нервы и время.
Спасибо.
В Лайтруме нет настроек цветового профиля. Он пользуется тем, что установлен в системе. Проверьте цвета Лайтрума совпадают с цветами стандартного «Виндового» просмотровщика картинок? Соответственно, вам скорей всего нужно разбираться с управлением цвета в Windows (или в Маке, если у вас он).
«и что никак нельзя исправить эту проблему?» Проблему безусловно можно исправить, но трудно вот так дистанционно указать на простое решение.
А что делать, если Лайтрум наоборот- показывает любую картинку ярче, чем она есть на самом деле? В жизни она — нормальная, а в ЛР — цвета «вырви глаз». При обработке же снимков вызходит наоборот — я корректирую цвета, в ЛР все хорошо и красиво, а сохраняю — все блекло. Программа показывает цвета ярче, чем они есть. Полтора месяца мучаюсь. Перепробованы все версии лаутрума. Ноль эффекта :((( профиль Camera Calibration — Adobe standart. Все другие профили пробовала — та же история.
Да то же самое. Разбиритесь с цветовыми профилями в системе. Если у вас TIFF (PSD, JPEG) по разному отображаются в разных программах, подозреваю что дело в них.
Читайте последний абзац статьи. Решить эту проблему дистанционно, сказав «поставьте галочку N в настройках L» — нельзя. Нужно разбираться в этом вопросе на месте.
Все говорят разбирайтесь с цветовыми профилями в системе, но никто не говорит как. Тема сложная, согласен. Но может направите туда где это можно почитать все? Нельзя разбираться ничего не читая.
Вот хорошая книга А. Френкель А. Шадрин «Колориметрическая настройка мониторов»
Благодарю 🙂
Помогите решить проблему,при экспрте фотографии в лр 1.4 все хорошо цвета правильные но не работает режим девелоп(программа закрывается с выдавая ошибку и предлагая обратиться к разработчикам),фотографии можно править только в галерее в режиме квик девелоп,в версии 2.4 вместо импортируемых фотографий пустые квадраты в любом режиме просмотра,фотографию можно увидеть только в режиме девелоп если делать krop,но цветонеудачу коверкает ужасно,сказанное выше происходит для любых файлов jpeg и raw,во всех остальных программах все хорошо отображается.фото nikon d60.помогите отчаиваюсь у программ подобных лр функционал не усталавет
Всем, кто спрашивает, что делать с профилями:
установите профиль монитора sRGB. и НИКОГДА не ставьте профиль монитора с диска, что в комплекте с ним.
когда вы прочитаете и поймёте книгу Андрей Френкель. Алексей Шадрин. Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем
https://www.fotoproekt.ru/port/msk/ru/school/articles/cms/ вы сможете выставить необходимый профиль, а пока для вас ТОЛЬКО sRGB!
Здравствуйте, у меня такая проблема. Следую этому- «Для того что бы установить свои стандарты для RAW-ов, сделайте нужные вам настройки в модуле Develop. Я например установил профиль Camera Standard, Sharpening (Amount) – 0, Noise Reduction (Luminance – 0 , Color – 5). Затем нажмите Alt, кнопка Reset внизу правой панели сменится на кнопку Set Default… щелкните ее и в появившимся окне нажмите Update to Current Settings. Теперь ваши настройки задействованы по умолчанию.»
Но настройки сохраняются только для данного снимка. Или это проявится только при импорте?
Да, эти настройки будут применяться ко всем импортируемым снимкам.
Всем привет!
Пропала вкладка Soften skin. Может нажал чего лишнего- не помню. Помогите понять что произошло!
@денис
Вы удалили этот пункт, но это не страшно. Soften skin это всего лишь шаблон кисти. Ничего не мешает вам создать этот шаблон самому, и даже назвать его так же. Создайте шаблон (preset) кисти с настройками Clarity — 100 и Sharpnes 25, и все!
О механизме Soften Skin я рассказывал вот здесь.
Здравствуйте!
У меня вопрос — предполагается перенос фотоархива на другой носитель (большего объема) с изменением структуры папок. Можно ли будет потом каким-нибудь образом модернизировать базу данных Lightroom’a (каталоги), чтобы не потерять всю работу над снимками? форматы снимков как голый jpg так и связка raw + jpg
Можно, просто укажите потом Лайтруму какую папку куда вы переместили.
@Vendigo
спасибо!
спасибо вам большое!! настроила все и не так сильно портачит, теперь превью оч похожи на результат, остальное подправить будет легче 🙂
больше всего бесил розовый оттенок, который лайтрум выставлял, от этого лица были как у поросят)) и сложно было на каждой фоте править))
Здравствуйте.
У меня возникла проблема в lightroom’е на все фото накладывается золотисто-коричневый оттенок, на гистограмме также отображено наличие коричневого, перерыл настройки нигде не могу это отключить.
@Павел
Трудно сказать что-либо по существу. Возможных причин множество. От применения какого-либо пресета при импорте, до сбитых настроек модуля Develop «по умолчанию».
Здравствуйте! Хотелось бы сказать Вам огромное спасибо за полезные статьи! С Вашей помощью начинаю осваивать ЛР. 🙂 Есть вопрос: хочется повысить насыщенность красного платья у модели, но чтобы насыщенность лица при этом осталась нетронутой. Можно ли как-то ограничить по площади повышение насыщенности или, например, повысить на всем кадре и затем откатить лицо к предыдущему шагу (типа исторической кисти в ФШ)?
@Etrangere
Если раздельное повышение цвета с помощью панели HSL не помогает, то единственное что приходит мне в голову, это уменьшить насыщенность на лице локально, с помощью кисточки (там есть движок Saturation).
Исторической кисти как в Ps в Lightroom нет. Но есть маски 🙂
@Vendigo
Спасибо. В очередной раз можно удивиться Вашей оперативности 🙂
дааа, разработчикам ЛР есть над чем поработать…
Помогите разобраться, пожалуйста!
1) При экспорте из ЛР в ФШ уменьшается размер снимка (изначальный NEF 3008х2000 превращается в 1000 с чем-то на 2000 с чем-то(точно не помню, т.к ишу с работы). Как сделать, чтобы не уменьшался, а экспортировался в исходном виде?
2) При редактировании в ЛР иногда получается так, что, нажимая ctrl+z, вместо отмены последнего действия устанавливается один из пресетов и назад уже не исправляется! приходится перезапускать программу, помогает, но не всегда… что происходит и как с этим бороться???
1
А зачем вам использовать экспорт в Ps, отправляйте снимки на редактирование с помощью команды Edit in Photoshop. Ну а если вам удобней экспорт, то прочитайте соответствующий урок, и проверьте секцию Image Sizing, возможно у вас там стоит изменение размера.
2
Если у вас проблемы с отменой, то в Lightroom есть история, любое действие там записывается, и его соответственно можно отменить.
Добрый день….. подскажите пож. что такое дроплет для Лайтрума и как его установить. Заранее огромное спасибо.
@Артур
Это исполняемый файл (ехе) который запускает пакетную обработку материала в Photoshop. Вот тут почитайте Пакетная обработка в Photoshop – логотип на фотографиях.
Добрый день.
С огорчением открыл для себя, что Никоновские равы обрабатывать в Capture NX у меня получается лучше чем в ЛР. Но как катологизатором по прежнему хочу пользоваться ЛР и поэтому импортирую файлы в ЛР.
Вопрос: почему файлы обработанные в Capture NX и сохранённые как .NEF (без .xmp) при импорте в ЛР по прежнему отображаются в «сыром» виде?
Потому что программы между собой несовместимы.