Усердный в службе не должен бояться своего незнанья;
ибо каждое новое дело он прочтёт.
Козьма Прутков
Привет друзья. От новостей Adobe, снова вернемся к теме обработки в Lightroom. Сегодня, я расскажу об инструментах локальной коррекции Adjustment Brush (корректирующая кисть) и Graduated Filter (градиентный фильтр).
Инструменты локальной коррекции, не относятся собственно к конвертации RAW, это инструменты графического редактора. И их наличие в Lightroom, позволяет решать в нем более сложные задачи по обработке снимков, без необходимости обращаться к Photoshop. Сохраняя при этом принципы неразрушающего редактирования.
В третьей версии Lightroom эти инструменты несколько упростились. Исчез никому не нужный режим кнопок, а так же добавилось несколько пользовательских предустановок. В Lightroom 2, был пресет Soften Skin о котором я как-то рассказывал, теперь нам добавили еще четыре. Но обо всем по порядку.
Graduated Filter
Прямиком из классической фотографии, где он издревле и по сей день с успехом применяется, в Lightroom перекочевал градиентный фильтр. Включается он соответствующей кнопкой под Гистограммой или же клавишей M.
При этом, открывается панель Градиентного фильтра, на которой расположены 6 движков: Exposure, Brightness, Contrast, Saturation, Clarity, Sharpness и поле Color. Эти параметры доступны для настройки в Градиентном фильтре.
Думаю, основные настройки этой панели не требуют объяснения. Остановлюсь лишь на параметрах Sharpness (Резкость) и Color (Цвет).
Движок Sharpness в Градиентном фильтре (так же как в кисточке Adjustment Brush) работает в соответствии с общими настройками резкости в панели Detail для текущего снимка. Т.е. здесь мы регулируем только Силу, а Радиус, Детали, и Маскирование, используются те же, что и для всей фотографии. При этом если движок Sharpness двигать влево, то при значении -50 он полностью уберет резкость добавленную в Lightroom в панели Detail. А если значение Sharpness снижать еще дальше, то изображение будет размываться.
Параметр Color тонирует фотографию в заданный цвет. При этом используемый цвет смешивается с первоначальными цветами, смещая их оттенок к выбранному цвету. Если же первоначальные цвета не насыщены (близки к черно/белому фото) то область тонируется в выбранный оттенок.
Настройте движки в соответствии со своим замыслом. Например, для того что бы подчеркнуть небо на этом снимке, я уменьшил Brightness на 21 и увеличил Clarity на 33.
Затем, что бы применить фильтр щелкните мышкой по фотографии, в месте где вы хотите начать и протяните до того места где вы хотите закончить действие фильтра. При этом у вас на снимке появятся три линии с маркером в центре.
Эффект градиентного фильтра плавно спадает, от первой линии до третей. Границы фильтра легко изменить простым перетаскиванием. Подцепив курсором за среднюю линю, фильтр можно повернуть, вокруг маркера. За сам маркер можно перетащить весь эффект. Если потянуть границу с нажатым Alt то можно сжать/растянуть градиент относительно центра. Если зажать кнопку Shift при рисовании градиента, то он выравнивается по горизонтали или вертикали. В общем, попробуйте, это действительно просто.
При использовании любого из инструментов расположенных под Гистограммой, панель снимка меняется на панель инструмента (скрывается/показывается клавишей T). Теперь на ней отображается режим видимости маркеров. По умолчанию там стоит режим Auto.
Но маркеры легко спрятать, достаточно нажать клавишу H. Иногда эта клавиша нажимается случайно, и тогда у пользователя начинается ПАНИКА!
Где все мои маски (градиенты, заплатки лечащей кисти) я так долго их рисовал!? Все пропало, проклятый АДОБ, АААА!!! Панику следует подавить, перевести взгляд в левый нижний угол, и если там белым по серому написано Show Edit Pins: Never, то нажать клавишу H или выбрать любой другой режим вместо Never 🙂
После того как мы настроили расположение градиента, можно снова подстроить эффект регулируя движки. При этом в панели инструмента будет подсвечено слово Edit показывая нам, что мы редактируем существующий фильтр.
Инструмент можно закрыть, например щелкнув по кнопке Close или же просто нажав Esc, а затем в любой момент вернутся и отредактировать его. Но для этого сначала нужно будет щелкнуть по его маркеру на снимке. Иначе вы будете настраивать новый фильтр, а не редактировать старый, о чем вам скажет подсвеченная надпись New. С этим тоже бывают путаницы. Двигаешь эти ползунки, и думаешь, чего это фотография никак не меняется! Пока наконец не сообразишь, что ты настраиваешь новый эффект а не редактируешь уже примененный.
Как вы уже поняли, градиентов, как и эффектов Adjustment Brush можно создавать множество. Переключатся с одного на другой, нужно щелкая по их маркерам, на снимке. Удалить выбранный можно клавишей Delete. Удалить все можно кнопкой Reset.
Подчеркиваем небо
Традиционно градиентный фильтр применяют для создания выразительного неба. При этом, можно задействовать движки Экспозиция, Яркость, Насыщенность, Clarity и даже Контраст. Обычно используют комбинацию Экспозиция в минус, Clarity в плюс (подчеркивает облака).
Но если у нас гистограмма, не обрезается правым краем, а только прижата к нему, то имеет смысл уменьшать Яркость. Что будет соответствовать такой кривой:
Которая, будет растягивать верхний сжатый диапазон светов. Если же гистограмма выходит за правый край, то можно сначала сдвинуть ее влево понизив экспозицию, а затем дополнительно понизить яркость.
Вот наглядный пример, в обоих случаях я старался сделать облака как можно более выразительными.
В варианте слева была уменьшена экспозиция. В результате облака проявились, но сам снимок получился темным.
В варианте справа, напротив, экспозиция увеличена, а яркость снижена со стандартных +50 до -6. Результат выглядит наилучшим образом, как по яркости, так и по цвету.
Так же для подчеркивания облаков, эффектно выглядит увеличение Clarity, главное не переусердствовать. Обработка должна быть незаметной!
Дополнительные возможности локальных инструментов
Используя несколько движков одновременно, как на примере выше, мы создаем комбинированный эффект. При этом, бывает удобно ослаблять или усиливать действие фильтра в комплексе. Для этого, щелкните маленький треугольник над движками, они свернуться, и на их месте будет движок общего эффекта, которым удобно регулировать силу фильтра в целом.
Еще одной интересной возможностью локальных инструментов является использование пресетов. Поскольку Градиентный фильтр часто используется для подчеркивания неба, то я создал пресет «Небо» настроив фильтр следующим образом:
Что бы сохранить настройки фильтра как свой пресет, щелкните на названии эффекта и в меню выберите пункт Save Current Setting as New Preset… После чего он становится доступным в выпадающем меню предустановок.
Почти всегда, при использовании пресета «Небо» фильтр требует дополнительной настройки, но им удобно пользоваться как некоторой начальной точкой.
Adjustment Brush
Корректирующая кисть, включается соответствующей кнопкой под гистограммой, или же клавишей К (наверное от слова Кисточка) 🙂 Инструмент аналогичен Градиентному Фильтру. Здесь так же можно создавать несколько корректирующих областей, задействуя параметры: Exposure, Brightness, Contrast, Saturation, Clarity, Sharpness и поле Color.
Каждая маска так же имеет свой маркер на фотографии, щелкнув по которому, можно изменить ее параметры.
Единственно отличие между Градиентом и Кисточкой, состоит в создании области воздействия. Инструмент Adjustment Brush позволяет задавать маску произвольной формы рисуя ее кисточкой.
В секции Brash, можно настроить две кисти A и B и ластик Erase. Между кисточками А и В можно быстро переключаться с помощью клавиши «/» на цифровой части клавиатуры. Ластик активируется если нажать и удерживать клавишу Alt.
Размеры кисточки удобно регулировать колесом мыши, так же работают клавиши «[» и «]» или же можно использовать движок Size. Мягкость кисти регулируется движком Feather (Размытие), или же Shift+колесо мыши, или Shift+[ или ].
Параметр Flow можно описать как «Нажим», он регулирует непрозрачность мазка кисточки. Мазки накладываются друг на друга, так что можно постепенно усиливать плотность маски проводя кисточкой несколько раз по одному и тому же месту.
В отличие от Flow параметр Density жестко задает непрозрачность маски. Поставили, допустим, Density 30 и все что нарисуем такой кисточкой будет прозрачно на 70 процентов, сколько бы мы раз не проводили кисточкой по одному и тому же месту. Flow удобно задавать цифрами с клавиатуры. Работает в точности как в Photoshop. 0 = 100, 1 = 10, 7 = 70, и так далее. Если быстро нажать две цифры подряд, то задаем двузначное число, например, 7 и 5, получаем 75.
Параметрами Flow и Density мы определяем свойства кисти, которой мы будем рисовать. Нельзя нарисовать маску с Density 100 а затем уменьшить ее непрозрачность. Можно только стереть ее, например полупрозрачным ластиком, или ослабить эффект кисточки с помощью движков в секции Effect.
Auto Mask
Отдельных слов заслуживает параметр Auto Mask. При его включении, кисть будет автоматически определять близкие по цвету и тону области и закрашивать только их.
Работает это так. В центре кисточки есть перекрестие «прицела». На основе пикселов попадающих под «прицел» Lightroom определяет область которую закрашивает кисть. Закрашиваются области близкие по цвету и яркости с теми на которые нацелен центр кисточки. Это позволяет выделять однородные поверхности сложной формы. Конечно, Auto Mask работает не идеально, поэтому для этого режима лучше включить отображение маски. Для этого поставьте галочку на нижней панели Show Selected Mask Overlay или просто нажмите клавишу O (видимо от слова Overlay «наложение»). Цвет маски можно переключить, нажимая Shift O, при этом он циклически меняется на красный, зеленый, белый, черный.
После того как сложные границы очерчены, как правило, лучше выключить режим Auto Mask и подправить маску, зарисовывая то что не прокрасилось, и стирая ластиком не нужное.
Новые пресеты для Adjustment Brush
В Lightroom 3 появилось четыре новых пресета для кисти Adjustment Brush . Их можно увидеть щелкнув по раскрывающемуся списку Effect:
Добавили пресеты: Burn (Darken), Dodge (Lighten), Iris Enhance и Teeth Whiten.
С Burn (Darken) – затемнение и Dodge (Lighten) — осветление, все понятно.
Iris Enhance призван увеличить яркость и выразительность глаз, Teeth Whiten отбелить зубы. Об этих пресетах писали в блоге Lightroom Journal еще в 2009 году, а теперь включили их в дистрибутив Lightroom.
Интересные пресеты, в Adobe как бы намекают, что в Lightroom можно не только в общих чертах обрабатывать снимки, но и работать с ними более детально. Отбеливание зубов и подчеркивание глаз, это классическая работа ретушера, которая традиционно выполняется в Photoshop. Photoshop это конечно здорово. Когда речь идет о единичных снимках, это наилучшее решение. Но если нужно обрабатывать десятки фотографий? Тут Lightroom уже может потягаться в скорости и удобстве. Имея в своем арсенале Лечащую кисть, Штамп, Корректирующую кисть, и Градиентный фильтр, для многих задач Photoshop уже не обязателен.
Итак рассмотрим Iris Enhance. Параметры Exposure 0.69, Saturation 70, Clarity 66. На мой взгляд слишком агрессивны. Я отредактировал этот пресет как Exposure 0.40, Saturation 40, Clarity 0, и остался им доволен.
Teeth Whiten по умолчанию настроен так: Exposure 0.41 Saturation -63. По моему это тоже слишком. Exposure 0.35 Saturation -15 мне нравятся больше, с такими параметрами я и сохранил пресет Teeth Whiten.
Теперь, вы знаете про инструменты локальной коррекции в Lightroom столько же сколько и я! По крайней мере если внимательно читали 🙂
Шпаргалка по горячим клавишам:
Градиентный фильтр – M
Корректирующая кисть – К
Скрыть/показать маркеры – H
Скрыть/показать маску – O
Изменить цвет маски – Shift+O
Переключение между кисточками А и B – «/» на цифровой клавиатуре
Переключение на ластик – удерживать Alt
Размер кисти – Колесо мыши или [ ]
Мягкость кисти – Shift + колесо мыши или Shift+[]
Flow (непрозрачность кисти) – цифры на клавиатуре
Спасибо, полезная статья.
Спасибо.
Многими инструментами не пользовался, просто не зная об их существовании.
🙂
Спасибо! Открыла для себя несколько новых полезных моментов!
Спасибо за отличную статью и такое подробное описание использования горячих клавиш.
Пока что в лайтруме редко работаю, но после прочтения ваших статей все больше склоняюсь в его сторону.
Да кстати, попробуйте поставить вместо РСЯ Google AdSense)
Спасибо!
Проклятый Адоб! А я думал, что знаю все о этих инструментах))))
Спасибо за урок! Очень познавательно. Вроде бы все знал, но сколько новых открытий в любимой программе! 🙂
У меня вопрос по инструменту Spot removal
Можно ли как то регулировать мягкость/размытие края окружности?
По умолчанию она немного размывает края замещаемой области и это, иногда, приводит к грязному краю. Заметно на однородных/однотонных поверхностях.
Нет размытость края в Spot removal не регулируется.
Спасибо, очень полезно!
Большое спасибо за статью)))
А можете дать ссылку на lightroom,где есть кисть?
у меня в 1.4 нет ее вообще..
и желательно,который подходит для nikon d 60
Конечно, https://www.adobe.com/ru/products/photoshoplightroom/
замечательная статья! Если не лень, то можно создать рубрику по «фишкам» в работе с лайтрум и растянуть ее на многие десятки статей. Главное больше наглаядности в виде скриншотов, ленивые пользователи будут в восторге!
Евгений, огромное спасибо за Ваши статьи !!!!
Все понятно и очень интересно !
Не могу отрваться от чтения Вашего журнала уже много дней :о)
Спасибо огромное!
Очень толковые и чрезвычайно полезные статьи!!!
Огромное спасибо!! Очень доходчиво и разборчиво все описано. Отличная статья!! =)
спасибо, очень все хорошо и доступно изложено!!!
Евгений! Спасибо за статьи. Нужен совет.При импорте равов перестали сохраняться предыдущие установки. Если раньше, когда я хотел подредактировать либо кое-что изменить в фотографии, лайтрум импортировал фото с предыдущими установками. В правом нижнем углу превьюшек появлялись маленькие иконки с + и-. Сейчас зтого нет. Что нужно сделать?
@Владимир
Изучить настройки Импорта в Lightroom.
https://vendigo.ru/lightroom/import-lightroom.html Так же можно поискать информацию в сети по новой версии.
Здравствуйте! Большое спасибо за статью. Не могу найти, не подскажете, в работе с рисованием маски при увеличении как, не выключая кисть, сдвинуть поле (фотографию), переместиться выше, ниже. Или есть какая горячая клавиша, не могу найти, большое спасибо за возможный ответ
@Наталья
Здравствуйте Наталья. Нужно нажать и удерживать клавишу «пробел» тогда инструмент на время нажатия превратится в «руку» и можно будет передвинуть фотографию.
Точно так же это работает в Фотошопе.
@Vendigo
Пребольшой сенкс)) Всех благ!
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, перестали быть видимыми маркеры Adjustment Brush и горячая клавиша H не срабатывает. То есть включив Adjustment Brush не видно ни одного из ранее поставленных маркеров, и соответственно редактировать их нет возможности. Маркеры градиентов при этом видимы. Переустанавливать LR? Спасибо заранее.
@Олеся
Не сталкивался с такой проблемой.
;-( В Develop, при обработке, вдруг исчезла нижняя панель, там где справа было Done, а слева Show Selected mask overlay
Как их вернуть
Включите ее обратно через меню, или просто нажмите клавишу T (должен быть включен английский язык).
Здравствуйте! Можете помочь? В разделе Обработка есть лента снимков-превью. После обновления на уже обработанных и обрезанных снимках нет значка в правом нижнем углу(значок что фото обработано и обрезано +/-). Только в разделе Библиотека. Как сделать так чтобы этот значок обработки, обрезки и быстрой коллекции был в разделе Обработка тоже?
Странно у меня эти значки отображаются одинаково, что в Библиотеке, что в Обработке. По клику правой кнопкой по миниатюре фотографии в появившемся меню можно зайти в раздел View options и там поставить галочки какие значки вы хотите видеть.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли как-то убрать или, хотя бы, минимизировать брак от запотевшей линзы на данном фото? Если да, то как?
https://yadi.sk/i/chgxYmSo3abt3P
Здравствуйте. По ссылке ничего нет.