Перейти к содержанию

Фастфуд

Люди одержимы экономией сил. Начинающие фотографы находятся в перманентном поиске самого простого способа обработки фотографий:
— Ок Google — самый быстрый метод ретуши фотографий…
— Выравнивание кожи за 10 минут? Хотим еще быстрее!
— Даешь экшен, который все сделает нажатием одной кнопки!
— Плагин Portraiture, встроенный в Lightroom! Чтобы не одну фотографию за 10 минут, а всю фотосессию разом.
— Вот это да, вот это мощь…

При съемке — то же самое:
— Арендовать студию на два часа? Да нет, нам хватит и одного.
— Визажист? Ну это конечно хорошо, но знаете 600 рублей — что-то как-то… пусть девочка сама накрасится…

Я постоянно это слышу. Люди рассуждают примерно так: «Ну, это же хобби, я не могу тратить на это такие деньги». Хоссподи… Если не тратить деньги на хобби, то на что же их тратить???

Пару раз я снимал в отеле. Снимаешь люкс на сутки, привозишь свет и снимаешь сколько влезет. Красота! Все удовольствие — пять тыщь. И вот, рассказываешь об этом какому-нибудь знакомому и слышишь в ответ, что это, мол, «…все, конечно, здорово. Но, блин, как-то дороговато… 5 тыщь на отель, плюс визажист, то, се… Ради нескольких фотографий?».

Нет, я бы понял, если бы это были нищие студенты… Но, как правило, у каждого второго — фул-фрейм тыщь эдак под 100, а с оптикой — под все 200. И вот тут я не понимаю, на стоимость этой камеры можно провести 20 таких съемок в отеле, а человек жмется нанять визажиста? И тут до меня доходит: это не творчество, это не хобби. Это, бля, коммерческая фотография! Человек хочет зарабатывать деньги фотографией, и точка. И сразу все сходится.

В гонке рыночных отношений выигрывает тот, кто предложит наилучшее соотношение «цена/качество». Само по себе качество никого не интересует. Только в сочетании с ценой. Если вы делаете супер хай-энд ретушь за 5 часов, клиенту это не нужно. Ему нужно попроще, но за 20 минут. Разницу в интернете все равно никто не заметит, а как гласит реклама: «Если не видно разницы, то зачем платить больше?». И с точки зрения коммерческой фотографии — все справедливо.

На рынке царит фастфуд. Никто не питается в ресторанах, все ходят в заведения попроще. Но если вы в душе творец, если вы — маэстро высокой кухни, то неужели после смены в Макдональдсе, вам, порой, не хочется сделать что-нибудь настоящее? Что-нибудь бескомпромиссное? Выбрать продукты, которые радуют ваше обоняние и вкусовые рецепторы, а не просто долго хранятся и стоят недорого? Приготовить ужин не за 15 минут, а за неограниченное количество времени? Ну, просто потому, что вам в кайф готовить… Сваять небольшой кулинарный шедевр, маленький пир для узкого круга друзей, не оглядываясь на цены, время, рентабельность и бюджет — просто ради кайфа? И вы знаете, нет. Мало таких людей.

Все хотят как-то побыстрее снять, побыстрее обработать, побыстрее выложить. Смотришь на эти фотографии в сети и понимаешь — вот он фастфуд… На стене в Контакте. В портфолио. На витрине.

А потом тебя спрашивают:
— Слушай, как ты ретушируешь свои фотографии?
— А очень просто додж-анд-берн пять часов.
— О, нет… это для меня слишком долго! Я не могу себе этого позволить.

Не можешь позволить себе что? Заниматься любимым делом 5 часов? Неужели лучше за 5 часов сделать 20 средненьких фотографий, чем одну, но бескомпромиссного качества?

Мне процесс приносит не меньше удовольствия, чем результат. Если фотография мне нравится, я заканчиваю обрабатывать ее только тогда, когда уже не знаю, что могу улучшить. Когда я выжал из себя все.

И на съемке тоже самое… Модель отпускается домой, когда ее телефон уже разрывается, потому что ее все потеряли. Когда студия закрывается на ключ, потому что рабочий день окончен. Когда солнце село, и света больше нет. Тогда да… жаль, но, кажется, мы закончили.

И поэтому я ненавижу работать на заказ: когда ретушируешь для заказчика — это всегда компромисс. Побыстрее, попроще, это можно оставить, потому что никто кроме тебя не заметит, на это забить… Выглядит хорошо? Ну и отлично! Все довольны! Кроме меня )

5 комментариев

  1. Laura Laura

    А ведь бывает и наоборот. Ты тратишься на макияж, продумываешь образ, привозишь реквизит..платишь за студию, съемку,.а на выходе получаешь фото, которые и сам можешь снять, ну разве света дома такого нет, и обработку..ужас, ужас. И как с этим бороться.. вот думаю, чтоб самой как-то научиться хорошо фотографировать (параметры, свет там и пр. Но курсы такие деньги ломят, что еще один ужас)

  2. @Laura
    Если вы смотрите на это не с точки зрения фотографа, а с точки зрения клиента, то ваши мысли и ощущения понятны. Но вам как клиенту можно просто выбрать другого исполнителя )

  3. Алексей Алексей

    Евгений, готов подписаться под каждым вашим словом! Отличная статья, пусть для кого-то она может показаться резкой, но, думаю, в нашем обществе, где главенствуют дух потребления и наживы, такие статьи нужны, как глоток воздуха. Жаль, что доступность фототехники всё больше превращает фотографию из искусства в коммерческое предприятие.

    P.S. Рад, что наткнулся на ваш блог, заношу в избранное и буду с интересом читать.

  4. Антон Антон

    да уж, люди часто забывают, что дешевое не может быть хорошим, то же самое можно сказать и о работе — если там не творить, она не принесет удовольствия и девидентов.

  5. Сергей Сергей

    Согласен с автором статьи. И такое наблюдается не только в сфере фотографии, но и во всём остальном…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *