Перейти к содержанию

О цвете фотографий

Эту статью не нужно воспринимать как урок или руководство к действию. Я бы хотел, чтобы она стала, скорее, поводом для размышлений и дискуссии. Хотя в последнее слабо верится, ибо, как сказал Лао-Цзы: «Знающий не говорит, говорящий не знает». Итак, ощущая себя в некоторой мере говорящим, который не знает, я все же рискну поделится с вами своими размышлениями о достижении красивого цвета при обработке фотографий.

Цвет фотографии зависит от массы вещей и, в первую очередь, от условий съемки. Мне, например, нравится снимать на закате, когда солнце почти село.

цветокоррекция в фотошопе

Конечно же, цвет зависит и от камеры, и от объектива, но в существенной степени это обработка. Правильные, естественные цвета почти всегда скучны, и в художественной фотографии никому не интересны. Я считаю, что картинка может быть сколь угодно далека от реальности, если это красиво и гармонично.

Photoshop содержит много инструментов для цветокоррекции.

инструменты цветокоррекции в Photoshop

Но это обилие многим скорее мешает, чем помогает. Да, мы можем в Photoshop делать с цветами все, что угодно. Но что нужно сделать с цветами на снимке что бы они стали красивыми!? Это самый главный, ключевой вопрос, ответ на который нельзя найти в Google или Яндекс. Это вопрос художественного знания, опыта обработки, вкуса и эстетических предпочтений. Я не всегда доволен цветом на своих фотографиях, да и вообще редко доволен своими снимками. Но у меня есть некоторые мысли, и алгоритмы по созданию вкусного цвета которыми я и хочу поделиться.


Контраст

Одна из основных, но не очевидных для многих вещей, это связь контраста и цвета. Насыщенные, сочные цвета всегда контрастны. И наоборот: приглушенные, мягкие цвета — следствие неконтрастной или светлой картинки.

Многие знают что яркий, сочный цвет неба получается, когда оно достаточно темное. Невозможно сделать насыщенным цвет неба, не затемняя его. Это один из примеров неразрывной связи контраста и цвета. Об этом не раз высказывался Павел Косенко, и я рекомендую всем почитать вот эту его статью.

Контраст, конечно, нужно настраивать с помощью кривой. Только кривой мы можем перераспределять тона нужным нам образом или смещать белую или черную точки.

Многие знают, что повышение контраста в режиме RGB ведет к увеличению насыщенности, но почему-то часто это описывается как нежелательный, побочный эффект. И следом идет рекомендация увеличивать контраст в режиме LAB или использовать режим наложения Luminosity. Я же считаю, что повышение контраста в режиме RGB — это отличный способ сделать цвета сочными.

Влияние контраста на цвет

Эти две картинки отличаются только контрастом: в варианте слева отключены Кривые увеличивающие контраст. Но посмотрите как следом за контрастом, изменились цвета. Они стали гораздо более живыми.

Напротив, повышение контраста кривыми в режиме LAB или Luminosity часто ведет к грязным, некрасивым цветам:

Повышение контраста в режиме Luminosity

(Кривые, повышающие контраст, переключены в режим смешивания Luminosity)

Тем не менее, иногда необходимо очень сильно повысить контраст, но при этом начинается перенасыщение цветов. В этом случае я просто снижаю насыщенность с помощью корректирующего слоя Vibrance (Сочность) используя в нем движок Насыщенность.

Если же просто переключить Кривую в режим Luminosity, то картинка станет «серой». С помощью же двух слоев я получаю некоторый промежуточный вариант.

Я почти никогда не пользуюсь инструментами Saturation или Vibrance для повышения насыщенности, предпочитая управлять ею через контраст. Это получается более естественно и гармонично. Вот что получится, если поднять насыщенность «в лоб» у низко-контрастной картинки:

Повышение насыщенности с помощью Vibrance

Здесь я отключил Кривые, повышающие контраст, и применил Vibrance +85, на мой взгляд, получилось довольно гадко.

Естественно, вовсе необязательно стремится к ярким насыщенным картинкам, для некоторых интересней мягкие нежные тона. Вот мой пример снимка, в котором нет насыщенных цветов.

портрет в высоком ключе

Такой результат — следствие низкого контраста. В этом изображении нет темных тонов, даже черная футболка здесь не дотягивает до черного цвета.

Гистограмма

Таким образом, нужный нам контраст — это первый шаг к нужным цветам. Он не обязательно должен быть сильным. Картинка может быть светлой или темной, контрастной, растянутой по всему диапазону от 0 до 255 или же занимать только часть диапазона. Но контраст, распределение тонов изображения — это основа цвета.


«Разбаланс цветов»

Второй шаг к красивому цвету – это так называемый «разбаланс» цветов. Он делает цвета более живыми, хотя при этом несколько нереальными. Как я уже говорил в начале, меня не интересует достоверность на фотографиях, и достоверность цвета в том числе.

«Разбаланс» цветов можно представить как меняющийся Баланс Белого в зависимости от яркости. Диапазон тонов от самых темных до самых светлых отображается словно с разным ББ. Звучит несколько психоделично, но если подобрать гармоничные сочетания, то такие цвета будут более привлекательными, чем натуральные.

Крайним проявлением такого «разбаланса» цветов можно считать двухцветное тонирование, которое я описывал в этой статье, когда тени окрашиваются в один цвет, а света в другой. Но двухцветное тонирование, как правило, сдвигает черную и белую точки, что выглядит более искусственно.

Произвольный сдвиг цвета удобней всего осуществлять с помощью Кривых, редактируя кривую в каждом из RGB каналов.

Цветокоррекция с помощью кривых в RGB каналах

Кривые обычно крутятся на глазок. Двигаешь их так и сяк, стараясь, чтобы в итоге получилось красиво. Если результат достигнут, то такие кривые сохраняются в пресет и применяются ко всей серии снимков или даже к последующим съемкам. При этом часто они модифицируются под конкретную фотографию или же настраиваются с нуля. Конечно, бывают ситуации, когда, несмотря на все старания, остаешься недовольным получившимся цветом. Или прибегаешь к дополнительным коррекциям с помощью Color Balance, Selective Color или Hue/Saturation.

Ряд примеров: фотографии до и после цветового «разбаланса» кривыми.

Понимание того, как нужно изменить цвета, чтобы получилось хорошо, приходит с опытом. Базовые знания о сочетаниях цветов тоже не помешают. Выгибая Красную, Зеленую или Синюю кривую вверх, мы усиливаем этот цвет, опуская же ее вниз, мы усиливаем противоположный цвет. Для тех, кто не помнит сочетание цветов в Цветовом Круге, откройте панель Color Balance.

Противоположные цвета в Photoshop

И вы увидите подсказку по противоположным цветам. Но еще лучше держать перед глазами или в уме Цветовой Круг.

Цветовой круг

Таким образом, чтобы сдвинуть цвет к желтому, нужно или опустить синюю кривую, или поднять красную и зеленую.

Естественно, эта методика придумана не мной и описывалась не раз. К сожалению, а, может быть, к счастью, она не слишком популярна. В первую очередь, потому что результат целиком и полностью зависит от глаз и опыта фотографа. Многих пугает этот сложный путь, и они выбирают дороги попроще. Например, использование плагинов для цветокоррекции, которые выполняют стилизованную обработку или имитируют цвета легендарных пленок. В этом нет ничего плохого, но кто в таком случае является автором снимка, художником? Тот, кто применил пресет из плагина или создатели этих плагинов?

Вот описание подобной работы с цветом от других авторов:

Виктория Самойлова https://monsters-inside.livejournal.com/228599.html

Михаил Мироненко (Ральф) https://fotoforge.livejournal.com/88054.html


11 комментариев

  1. Mike Key Mike Key

    Согласен. Есть смысл поэкспериментировать.

  2. Спасибо, хорошая заметка. Попробую поработать через кривые с цветом 🙂 а цвета — это дело вкуса..

    «По-моему, повышение контраста кривыми в режиме LAB или Luminosity часто ведет к грязным, некрасивым цветам:»

    На данном примере мне как раз понравился этот вариант, еще добавить чуточку vibrancе… Я орентируюсь на дальнейшую печать снимков 🙂

  3. «На данном примере мне как раз понравился этот вариант, еще добавить чуточку vibrancе… Я орентируюсь на дальнейшую печать снимков :)»

    Конечно этот вариант выглядит неплохо, так как в нем выстроен контраст, к тому же сверху лежит корректировочный слой с гармоничным разбалансом кривых для цвета. Поэтому он выглядит «ничего так», но по сравнению с готовым результатом цвета никакие.

  4. А для меня особенно полезная статья, т.к. сейчас занимаюсь разработкой системы автоматической обработки фотографий и многое собираюсь как раз так из этой статьи там реализовать

  5. Доброго времени суток.

    «повышение контраста кривыми в режиме LAB или Luminosity часто ведет к грязным, некрасивым цветам»

    Судя по этому высказыванию, Вы весьма поверхностно изучили режим Lab. Уверяю, если бы Вы хоть немного поигрались с кривыми в этом пространстве, то скорее всего данной строчки не было бы. А возможно даже переписали бы статью в другом формате. И наверняка, конечный результат порадовал бы Вас еще больше. Затратив при этом меньше усилий.

    Удачи!

  6. @Агабабов Артем
    Что мешает вам написать собственный пост в ответ о вашем методе работы с цветом, или привести иллюстрированный пример? Я бы не сказал что мой метод хоть сколько нибудь трудоемок, напротив он невероятно прост. Кривые для контраста + кривые для разбаланса цвета.

  7. Агабабов Артем Агабабов Артем

    @Vendigo
    К сожалению у меня нет ни навыков, ни времени писать статьи. Да в сети и без меня достаточно уроков и примеров о цв. пространстве Lab. И дело даже не в том, что ваш метод плох. Напротив, он вполне рабочий. Меня всего лишь возмутила одна единственная строчка, которая может привести в заблуждение читателей. Из ваших слов он будет думать, что режим Lab ни на что не годится, цвета в нем получаются некрасивые и грязные. Хотя на самом деле все с точностью до наоборот. Переходы между цветами, светами и тенями более плавные и мягкие. Это заметно сразу при увеличении после перехода в Lab. В вашем примере вы просто увеличили контраст в канале яркости L, не затронув при этом цветовые каналы a,b. Поэтому фотография получилась скучная. Собственно одна из множества прелестей Lab в том, что можно повысить контраст, не затрагивая при этом цвет.

    Удачи!

  8. Нет, конечно не стоит воспринимать эту статью как истину в последней инстанции. Напротив я предостерегал от этого в первом абзаце!

    «В вашем примере вы просто увеличили контраст в канале яркости L, не затронув при этом цветовые каналы a,b. Поэтому фотография получилась скучная.» нет я вообще там не переходил в LAB, просто кривые переключил в режим смешивания Luminosity.

  9. PSY Factor PSY Factor

    Отлично пишите.
    Раньше часто пользовался поканальными кривыми, а сейчас стараюсь как можно меньше обрабатывать в фотошопе, потому что основной поток работы — репортаж или пленерные (ща так модно называть обычную фотосессию) снимки.
    Освежил немного знания про контраст и цвета. У меня снова усилился период, когда почти все мои снимки мне по той или иной причине не нравятся. Особенно цвета.
    С удовольствием вас буду читать в ЖЖ, мне более удобнее это делать там. Буду признателен, если на почту скините ссылочку на ваш жж.

  10. Редко кто из людей владеет чувством цветовой гармонии, это как музыкальный слух — дано не каждому. Зайдите на любой фото ресурс — много там гармоничных снимков? Поэтому Павел Косенко и пропагандирует RPP. Именно поэтому использование плагинов для PS — не такая уж и плохая идея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *